Самый реальный вектор экономики

Дмитрий Большаков: “Все разговоры о том, что Подмосковье живет только за счет импортных товаров, не имеют под собой почвы”

21.06.2011 в 19:15, просмотров: 2113

Московская область — один из наиболее динамично развивающихся и привлекательных для инвесторов регионов России. Только за 2010 год область сумела увеличить объем экспорта почти на 45%. Причем значительная часть экспортируемых товаров — это высокотехнологичная продукция предприятий машиностроения. О том, что делается для повышения инвестиционной привлекательности Московской области, как будет развиваться транспортно-логистическая структура региона и какую роль Подмосковье играет в модернизации российской экономики, “Московии” рассказал заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий Большаков.

Самый реальный вектор экономики

— Известно, что в области существуют промышленные округа и создаются новые…

— В Московской области насчитывается 57 промышленных округов в 24 муниципальных образованиях. Общий объем внебюджетных инвестиций, направленных на их развитие, составляет 185,5 млрд. рублей. Мы попытались зонировать территорию региона, создав такие промышленные центры, в которых можно было бы безболезненно организовать производство разной направленности. Из числа промышленных округов 30 — это индустриальные парки, 2 — технопарки, 3 — агропарки, 2 — логистические парки, 19 — многофункциональные парки, 1 — офисный деловой центр.

Кризис показал, что в чистое поле инвестор приходит неохотно. Нужна инфраструктура, помещения, инженерные коммуникации и т. д. В области много промышленных площадок и действующих заводов, которые обладают излишними производственными площадями. На ряде предприятий производство “сжалось”, и площади сейчас не используются. Для того чтобы снизить издержки на их содержание, мы предложили владельцам предприятий войти в программу по созданию промышленных округов и передать площади инвесторам на договорных условиях. Таким образом, инвестор минимизирует первоначальные вложения. Кроме того, мы предлагаем инвесторам в промышленных округах определенные льготы. У нас принята программа правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2011 года. Сегодня мы этот документ совершенствуем и продлеваем.

— А как развивается транспортно-логистическая структура региона?

— Для начала: логистический комплекс — это современный перевалочный пункт, место, где можно оставить продукцию на хранение и откуда ее удобно транспортировать.

Нужно придерживаться продуманной транспортно-логистической политики. На текущий день у нас построено уже достаточное количество логистических комплексов, но строились они раньше несистемно. Необходимо изменить ситуацию: логистические комплексы, находясь в одном районе, не должны демпинговать, они должны лишь конкурировать в части качества оказываемых услуг. К созданию логистических комплексов мы привлекаем и муниципалитеты, и инвесторов. Участие в подобных проектах только одной стороны, на наш взгляд, нецелесообразно. Без совмещения интересов ничего не получится.

— Каково сочетание импорта и экспорта в товарной структуре Московской области?

— Московская область экспортирует товары в 120 стан мира, импортирует из 150 стран. В последнее время удельный вес экспорта в товарообороте области стал увеличиваться. В основном мы торгуем на тех рынках, на которых можем конкурировать. Крупнейшими торговыми партнерами нашего региона являются Белоруссия, Украина и Казахстан. Объем внешнеторгового оборота области со странами СНГ в 2010 году составил 5,6 млрд. долларов, по сравнению с 2009 годом он увеличился на 49,3%. Объем экспорта в прошлом году составил 2,9 млрд. долларов, по сравнению с 2009 годом он увеличился на 43,6%, импорта — 2,7 млрд. долларов (увеличился на 55,7%).

Какие товары мы экспортируем? Основу экспорта Московской области составляет продукция реального сектора экономики — машиностроения, химической промышленности, черной и цветной металлургии, пищевой промышленности.

Отрадно, что мы увеличили поставки продукции предприятий машиностроения. Ее доля в структуре экспорта Московской области в 2010 году составила 37%. Впрочем, для дальнейшего роста в этом направлении нужна модернизация производства.

Все разговоры о том, что мы живем только за счет импортных товаров, не имеют под собой почвы. Импортозамещение у нас хорошо развивается и будет развиваться дальше. В Московской области большое количество небольших предприятий, которые упаковывают продукты питания и перерабатывают их. К нам много продуктов питания везут из южных регионов, потому что здесь находятся рынки сбыта. Кроме того, Дмитровский район Московской области — один из лидеров в стране по выращиванию овощей и корнеплодов.

— Как, на ваш взгляд, существенно повысить инвестиционную привлекательность региона?

— Сегодня мы создали прозрачные условия для потенциальных инвесторов с помощью закона о промышленных округах, а также с помощью дополнений и изменений в законе о льготном налогообложении. Мы хотим предоставить инвесторам, осуществляющим капитальные вложения, льготы по налогу на имущество организаций. Время, в течение которого он сможет пользоваться льготами, будет зависеть от суммы фактически осуществленных капитальных вложений.

У Московской области как региона есть ряд конкурентных преимуществ в борьбе за инвестора. Это хорошее расположение относительно рынков сбыта, развитая транспортная инфраструктура, телекоммуникационная инфраструктура. В настоящее время вопрос передачи информации играет ключевую роль в развитии бизнеса. Инвестиционную привлекательность региона усиливает его серьезная научная составляющая. 20% научного потенциала России сосредоточено в Подмосковье.

Свежая тенденция такова: инвестиции в реальный сектор экономики Московской области растут. Только ежегодный объем внутренних инвестиций в научно-промышленный комплекс Подмосковья составляет 85–100 млрд. рублей.

Немаловажную роль в работе с инвесторами играет межведомственная комиссия по размещению производительных сил, куда входят представители всех органов власти Московской области. Комиссия существует для того, чтобы помочь инвестору запустить проект в Московской области.

Кроме того, я считаю, что грамотные инвесторы (в большей степени это касается иностранных инвесторов) могут нанять профессиональную организацию, которая поможет решить все вопросы, предшествующие старту проекта в конкретном регионе. Правда, таких компаний у нас мало, и спрос на их услуги практически отсутствует. Вот этот рынок и нужно развивать. Сегодня каждый хочет прийти в регион и решить все вопросы самостоятельно, но на деле это оказывается сложно.

Есть три стадии в бизнесе: “я принял решение”, “я начал платить”, “мои инвестиции начали окупаться”. Правительство Московской области готово содействовать инвесторам, чтобы они как можно быстрее перешли от второй стадии к третьей.

— Есть ли у Московской области инвестиционный паспорт? Каковы его основные положения?

— Безусловно. Инвестиционный паспорт, разработанный в рамках областной целевой программы “Территориальная информационная система Московской области на 2001–2005 годы”, был предназначен для обеспечения поэтапного контроля за фактическим состоянием текущего инвестиционного процесса, а также для предоставления информации об инвестиционных возможностях региона потенциальным инвесторам. Сегодня возникла необходимость создания новой информационной специализированной системы. Она будет представлять собой портал в сети Интернет. На нем можно будет найти информационные страницы, ленту новостей, реестры инвестиционных проектов и т. д.

— Большинство предприятий Московской области высокотехнологичны. Какие еще усилия предпринимаются для скорейшей модернизации российской экономики в рамках региона?

— Процесс модернизации экономики в регионе — это, конечно же, объединение усилий федеральных и областных структур. У нас расположено около 140 предприятий оборонно-промышленного комплекса. Они активно участвуют в федеральных целевых программах. В 2010 году суммарный объем финансирования составил 30,4 млрд. рублей.

На территории Подмосковья реализуется несколько крупных национальных инвестиционных проектов. Ну, например, в целях развития авиационной промышленности в Жуковском создается национальный центр авиастроения, а также научно-технический комплекс ОАО “Вертолеты России”. Речь идет о большом проекте, главной целью которого является создание и производство конкурентоспособной на мировом рынке вертолетной техники. Это лишь некоторые примеры новых высокотехнологичных предприятий. Сегодня наметилась положительная тенденция роста численности работников в научно-промышленном комплексе Московской области. Сейчас создаются 5,5 тысячи рабочих мест за счет ввода новых производств и 1,3 тысячи за счет модернизации и технического перевооружения действующих предприятий.