Виртуальный боец невидимого фронта

Как ведутся современные информационные войны?

28.02.2013 в 19:12, просмотров: 2496

Интернет стал площадкой для ведения грубых информационных войн. Жертвой оказался не только бизнес, но даже целые отрасли экономики. При этом оголтелая конкурентная борьба ведется в лучших традициях лихих девяностых — эпохи грязных «компроматных войн». Об этом популярно рассказали эксперты Центра политической информации (ЦПИ) в докладе «Информационные войны на новом этапе их развития».

Виртуальный боец невидимого фронта

Одним из самых эффективных инструментов сегодня становятся онлайн-площадки, которые используют для своей деятельности черные пиарщики. По мнению генерального директора ЦПИ Алексея Мухина, это связано с тем, что Интернет — уже часть повседневной жизни, особенно у молодежи, проводящей в социальных сетях большую часть свободного времени. «Появляется армия информационно зависимых людей, которые ищут в Интернете и находят различного рода сенсации», — говорит он.

По данным ВЦИОМ, в 2012 году 82% российских интернет-пользователей имели минимум один аккаунт в социальных сетях — отличных площадках для размещения пропаганды и дезинформации. Доверчивый пользователь может легко попасться на крючок, не подозревая о заказном характере освещаемых в соцсетях тем, в основе которых лежит банальный 
компромат.

Указывая на врага

Эффективным способом в экономических войнах также является вброс политического компромата, а именно увязка руководства компании-жертвы с оппозиционными силами в стране. Именно это произошло с «Тольяттиазотом» — одним из лидеров химической промышленности. «Пример «Тольяттиазота» — очень выпуклый и яркий, это пример того, как ведутся информационные войны сегодня», — подчеркивает Алексей Мухин. Так, в декабре 2012 года на сайте The Huffington Post вышло интервью с председателем совета директоров «Тольяттиазота» Сергеем Махлаем, в котором он объяснил причину проведенного работниками завода митинга против Pussy Riot. По его словам, за годы президентства и премьерства Владимира Путина россияне обрели уверенность в завтрашнем дне, поэтому заводчан возмутило провокационное выступление панк-группы. Однако в феврале 2013 года с легкой руки политологов интернет-СМИ стали интерпретировать интервью под антипутинским грифом.

Еще один провокационный метод — экологический шантаж, который тоже часто совершается в отношении промышленных групп. В глазах общественности предприятие становится потенциальным источником будущих экологических катастроф. Жертвой такой манипуляции Мухин также назвал «Тольяттиазот», перенесший в 2012 году шквал обвинений в невыполнении экологических требований. Поводом стала утечка аммиачной воды из цистерны грузового поезда, произошедшая 7 февраля в Новосибирской области. Не было ни жертв, ни пострадавших, ни экологической угрозы. После устранения последствий пресс-служба завода распространила пресс-релиз, в котором объяснила, что ответственность за безопасность грузовых вагонов лежит на грузоперевозчике. Однако несмотря на результаты официальных проверок надзорных служб в пользу завода, появилась информация о том, что новосибирские экологи требуют возбудить уголовное дело против «ТоАЗа». Интернет-СМИ моментально подхватили и эту тему, не вдаваясь в детали вопроса.

Еще один повод для критики возник после того, как появились слухи о продаже завода китайской компании, несмотря на то, что руководство «ТоАЗа» сразу опровергло эту информацию, заявив, что не ведет и не планирует вести никаких переговоров о продаже контрольного пакета акций. Другие попытки дискредитировать предприятие в глазах общественности были связаны с обвинениями в адрес руководства, которое якобы транжирит за рубежом выведенные с завода деньги, скупая отели и футбольные клубы. Об этом, в частности, написали швейцарское издание, ссылаясь на некий «осведомленный источник», а также французская газета — со слов «университетского приятеля» автора. После этих публикаций российские СМИ массово распространили эти слухи.

Мухин считает, что причиной подобных информационных атак может быть состояние конфликта с одним из миноритарных 
акционеров.

Современные апостолы

Ежедневно тот или иной популярный медийный персонаж выдает в эфир провокационные факты, о природе которых рядовой слушатель даже не подозревает. С точки зрения психологических приемов в этом нет ничего нового. Еще французский социолог Гюстав Ле Бон писал, что толпа убеждается не доказательствами, а утверждениями, авторитет которых зависит от обаяния того, кто их высказывает. Таких людей он назвал апостолами. Их оружие — внушение, а их идеи покоряют умы. В роли современных апостолов чаще всех выступают блогеры — лидеры мнений, а в роли толпы — доверчивые граждане. Однако, как подчеркивает Мухин, в Рунете часто выступают не авторитетные люди, а просто популярные блогеры с большим количеством читателей, личные качества и профессиональные заслуги которых никто не проверял. Так произошло с «Транснефтью», попавшей в 2010 году в поле зрения своего миноритария — Навального, заявившего в блоге о многомиллиардных растратах при строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Как сообщила «Транснефть», после обнародования материалов аудита недобросовестные подрядчики сумели найти новые лазейки для вывода денег. В результате компания недосчиталась 3 млрд рублей. И как заявил ее официальный представитель Игорь Демин газете «Известия», до публикации этих материалов «Транснефть» успешно выигрывала суды, и контрагенты возвращали похищенные средства. Поступок блогера в компании назвали «диверсией», указав на то, что «Навальный раскрыл всю методику выявления хищений у подрядчиков, строивших ВСТО. Публикация привела к тому, что они поняли, как ведется следствие, и смогли от него уйти».

Таким образом, информационное поле искажается. И как отмечает генеральный директор ЦПИ, способность человека судить здраво о положении вещей и действовать разумно ослабевает. Поэтому главный совет от Алексея Мухина гласит: в поисках истины нужно критически подходить к любой информации и проверять ее неоднократно.