Виртуальный боец невидимого фронта

Как ведутся современные информационные войны?

Интернет стал площадкой для ведения грубых информационных войн. Жертвой оказался не только бизнес, но даже целые отрасли экономики. При этом оголтелая конкурентная борьба ведется в лучших традициях лихих девяностых — эпохи грязных «компроматных войн». Об этом популярно рассказали эксперты Центра политической информации (ЦПИ) в докладе «Информационные войны на новом этапе их развития».

Как ведутся современные информационные войны?

Одним из самых эффективных инструментов сегодня становятся онлайн-площадки, которые используют для своей деятельности черные пиарщики. По мнению генерального директора ЦПИ Алексея Мухина, это связано с тем, что Интернет — уже часть повседневной жизни, особенно у молодежи, проводящей в социальных сетях большую часть свободного времени. «Появляется армия информационно зависимых людей, которые ищут в Интернете и находят различного рода сенсации», — говорит он.

По данным ВЦИОМ, в 2012 году 82% российских интернет-пользователей имели минимум один аккаунт в социальных сетях — отличных площадках для размещения пропаганды и дезинформации. Доверчивый пользователь может легко попасться на крючок, не подозревая о заказном характере освещаемых в соцсетях тем, в основе которых лежит банальный 
компромат.

Указывая на врага

Эффективным способом в экономических войнах также является вброс политического компромата, а именно увязка руководства компании-жертвы с оппозиционными силами в стране. Именно это произошло с «Тольяттиазотом» — одним из лидеров химической промышленности. «Пример «Тольяттиазота» — очень выпуклый и яркий, это пример того, как ведутся информационные войны сегодня», — подчеркивает Алексей Мухин. Так, в декабре 2012 года на сайте The Huffington Post вышло интервью с председателем совета директоров «Тольяттиазота» Сергеем Махлаем, в котором он объяснил причину проведенного работниками завода митинга против Pussy Riot. По его словам, за годы президентства и премьерства Владимира Путина россияне обрели уверенность в завтрашнем дне, поэтому заводчан возмутило провокационное выступление панк-группы. Однако в феврале 2013 года с легкой руки политологов интернет-СМИ стали интерпретировать интервью под антипутинским грифом.

Еще один провокационный метод — экологический шантаж, который тоже часто совершается в отношении промышленных групп. В глазах общественности предприятие становится потенциальным источником будущих экологических катастроф. Жертвой такой манипуляции Мухин также назвал «Тольяттиазот», перенесший в 2012 году шквал обвинений в невыполнении экологических требований. Поводом стала утечка аммиачной воды из цистерны грузового поезда, произошедшая 7 февраля в Новосибирской области. Не было ни жертв, ни пострадавших, ни экологической угрозы. После устранения последствий пресс-служба завода распространила пресс-релиз, в котором объяснила, что ответственность за безопасность грузовых вагонов лежит на грузоперевозчике. Однако несмотря на результаты официальных проверок надзорных служб в пользу завода, появилась информация о том, что новосибирские экологи требуют возбудить уголовное дело против «ТоАЗа». Интернет-СМИ моментально подхватили и эту тему, не вдаваясь в детали вопроса.

Еще один повод для критики возник после того, как появились слухи о продаже завода китайской компании, несмотря на то, что руководство «ТоАЗа» сразу опровергло эту информацию, заявив, что не ведет и не планирует вести никаких переговоров о продаже контрольного пакета акций. Другие попытки дискредитировать предприятие в глазах общественности были связаны с обвинениями в адрес руководства, которое якобы транжирит за рубежом выведенные с завода деньги, скупая отели и футбольные клубы. Об этом, в частности, написали швейцарское издание, ссылаясь на некий «осведомленный источник», а также французская газета — со слов «университетского приятеля» автора. После этих публикаций российские СМИ массово распространили эти слухи.

Мухин считает, что причиной подобных информационных атак может быть состояние конфликта с одним из миноритарных 
акционеров.

Современные апостолы

Ежедневно тот или иной популярный медийный персонаж выдает в эфир провокационные факты, о природе которых рядовой слушатель даже не подозревает. С точки зрения психологических приемов в этом нет ничего нового. Еще французский социолог Гюстав Ле Бон писал, что толпа убеждается не доказательствами, а утверждениями, авторитет которых зависит от обаяния того, кто их высказывает. Таких людей он назвал апостолами. Их оружие — внушение, а их идеи покоряют умы. В роли современных апостолов чаще всех выступают блогеры — лидеры мнений, а в роли толпы — доверчивые граждане. Однако, как подчеркивает Мухин, в Рунете часто выступают не авторитетные люди, а просто популярные блогеры с большим количеством читателей, личные качества и профессиональные заслуги которых никто не проверял. Так произошло с «Транснефтью», попавшей в 2010 году в поле зрения своего миноритария — Навального, заявившего в блоге о многомиллиардных растратах при строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Как сообщила «Транснефть», после обнародования материалов аудита недобросовестные подрядчики сумели найти новые лазейки для вывода денег. В результате компания недосчиталась 3 млрд рублей. И как заявил ее официальный представитель Игорь Демин газете «Известия», до публикации этих материалов «Транснефть» успешно выигрывала суды, и контрагенты возвращали похищенные средства. Поступок блогера в компании назвали «диверсией», указав на то, что «Навальный раскрыл всю методику выявления хищений у подрядчиков, строивших ВСТО. Публикация привела к тому, что они поняли, как ведется следствие, и смогли от него уйти».

Таким образом, информационное поле искажается. И как отмечает генеральный директор ЦПИ, способность человека судить здраво о положении вещей и действовать разумно ослабевает. Поэтому главный совет от Алексея Мухина гласит: в поисках истины нужно критически подходить к любой информации и проверять ее неоднократно.