У столичного бизнеса появится своя карта

Зачем в Москве собираются ввести «карту предпринимателя» и создать единый аналитический центр по МСП? У каких столичных компаний самая высокая прибыль? Как изменится после реконструкции Центральный дом предпринимателя? Об этом «МК» побеседовал с Александром БОГЗА, генеральным директором ГБУ «Малый бизнес Москвы». Эту организацию можно считать «службой одного окна» для деловых людей. Уже два года десятки тысяч москвичей пользуются ее услугами: обращаются за городскими субсидиями, бесплатными юридическими консультациями и профильным обучением.

У столичного бизнеса появится своя карта
Фото: facebook.com

— Александр, часто говорится о том, что доля малого бизнеса в России пока значительно уступает западным показателям — примерно 20–25% против 60% и выше. Могли бы вы подробнее рассказать, кто сегодня представляет предпринимательство в Москве?

— Традиционно к МСП относят предприятия от самых маленьких до тех, где годовой оборот достигает 1 млрд рублей, а штат 250 человек. По разным оценкам, таких компаний в Москве около 300 тысяч. К сожалению, четкой цифры нет. Данные из налоговой не всегда позволяют оценить, насколько активно работает фирма, а в городском Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства значатся лишь те, кто сам решил подать документы. На сегодня это примерно 30 тысяч заявителей.

В принципе информация по ним отражает общую ситуацию в городе: мы можем сказать, что примерно половина малого бизнеса Москвы представлена сферой торговли и услуг, следом за ними идут строительство и производство.

Если посмотреть статистику Реестра, в прошлом году торговля дала больше всего рабочих мест на рынке и лидировала по средней сумме выручки на одну фирму — более 75 млн рублей. Хотя по другим ключевым показателям — средней сумме чистой прибыли на одно предприятие, среднему штату, выплаченным организацией налогам — лидировали ЖКХ и производство. Например, по чистой прибыли владельцы производств обошли торговцев в полтора раза — 2,7 млн рублей против 1,7 млн рублей. Достаточно устойчивое положение показали в 2013 году компании, занимающиеся научными исследованиями и разработками.

Сейчас мы ведем переговоры с разными структурами — банками, общественными организациями, налоговой службой — ключевыми игроками, взаимодействующими с малым и средним предпринимательством, чтобы оперативно получать от них статистическую информацию и создать единый аналитический центр по МСП в Москве. Мы будем обрабатывать полученные данные, включая результаты Мосгорстата и реестра, и размещать на специальном общедоступном сайте. Подчеркну, что речь идет не о конфиденциальной информации бизнесменов и описании конкретных компаний, а об основных тенденциях: сколько открылось компаний, сколько обратились за кредитами, какова отраслевая структура и т.д. Это позволит заинтересованным сторонам не только отслеживать текущую ситуацию, но и действовать на опережение — предлагать новые услуги бизнесу, корректировать свою политику. Подобные модели уже действуют и в Германии, и в Китае, и в Америке.

— В 2012 году столичные власти создали Центр инновационного развития, помогающий высокотехнологичным компаниям. На кого ориентируетесь вы?

— К нам могут обращаться все представители малого бизнеса вне зависимости от отрасли. Раньше я сам работал в крупных коммерческих структурах, занимался федеральными проектами по строительству и при переходе сюда даже не ожидал, насколько масштабно и сильно город выстроил работу с предпринимателями.

На любом этапе развития компании, когда возникают какие-то трудности, можно найти нужную помощь у нас, причем, совершенно бесплатно: начиная от консультаций, какую форму предприятия выбрать учредителю, — до маркетинговых и бухгалтерских курсов; имущественной и финансовой поддержки. Кроме того, как бюджетное учреждение мы одними из первых узнаем информацию о различных изменениях в законах, тарифах, инфраструктуре и можем оперативно разъяснить все детали бизнесу.

Сейчас у нас работает 11 консультационных пунктов во всех округах, а уже в мае благодаря компаниям-партнерам увеличим их число до 40. Мы хотим быть максимально близкими и понятными для предпринимателей. Наши офисы работают ежедневно с 9 утра до 7 вечера, в каждом подразделении есть юрист, финансовый консультант, специалист по общим вопросам. ГБУ разработал единый стандарт обслуживания, вплоть до того, что мы жестко регламентируем количество минут, которые человек может простоять в очереди.

В ближайшее время хотим внедрить многофункциональную электронную карту предпринимателя. Бизнесмен сможет приходить с ней в любой из наших филиалов, где сотрудники быстро сканируют с нее информацию о деятельности фирмы и окажут необходимые услуги. Дополнительно ведем переговоры с крупными компаниями, которые готовы предоставлять владельцам таких карт льготные условия, например скидки в торговых сетях.

— Один из главных вопросов, который беспокоит малый бизнес, касается аренды площадей. Как продвигается городская программа с коворкингами — деловыми центрами, где молодые компании могут снимать оборудованные рабочие места?

— Это лишь одна из составляющих той имущественной поддержки, которую оказывает столичным бизнесменам Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства. Есть также технополис и технопарки, куда фирмы могут представить документы, поучаствовать в конкурсе и получить право на заселение с льготной платой за офис.

Что касается аренды рабочих мест у города, наш коворкинг ВАО (на ул. Средняя Первомайская), открытый в прошлом году, показал себя достаточно хорошо. Там есть конференц-зал, зона приема гостей, тихая зона. Месячный пакет стоит 5 тысяч рублей. Все, что надо сделать, чтобы получить «прописку», нажать кнопку в лифте и подняться на третий этаж.

За последнее время мы посмотрели массу коворкингов за рубежом, проанализировали опыт Питера и Екатеринбурга. Увидели разные форматы — например, деловые центры на базе библиотек. Сейчас разрабатываем свою стратегию, возможно, будем делать специализированные коворкинги: творческие, инженерные и т.д. Но в любом случае наша цель не просто создать коворкинг ради коворкинга, а обеспечить комфортную среду, чтобы росло число компаний — и они вели прозрачный бизнес.

— Будут ли какие-то изменения в бесплатных образовательных программах для бизнеса?

— Наше обучение можно разбить на несколько блоков. Во-первых, есть онлайн-образование. В частности, ГБУ собрало одну из крупнейших медиабиблиотек, где можно посмотреть лекции ведущих вузов мира (Массачусетского университета, Стэнфордской школы бизнеса, университетов Мичигана, Беркли, Оксфорда) и выступления основателей крупнейших мировых брендов. Эта «Медиатека» постоянно пополняется.

Во-вторых, на базе главных университетов проводятся долгосрочные образовательные программы. Зачастую их ведут те же преподаватели, которые другим читают курсы МВА за очень большие деньги. Сейчас идет очередной набор на Президентскую программу подготовки кадров. Мы хотим расширить число таких целевых обучающих курсов сроком от нескольких месяцев до года.

Наконец, есть краткосрочные семинары, где выступают представители городских департаментов, специалисты банков, компаний. В прошлом году наши образовательные программы посетили более 10 тысяч слушателей. Примерно 80% тем — так называемые зеленые, востребованные во все времена: продажи, финансы, юридические вопросы. Остальные отвечают на злобу дня: новые правила размещения вывесок, регулирование мелкорозничной торговли, изменения в процедурах госзаказа…

Практически каждый день филиалы ГБУ «Малый бизнес Москвы» проводят семинары, но не согласуют расписание друг с другом. Поэтому сейчас мы хотим составить рейтинг самых востребованных тем и сформировать единый график, чтобы ключевые занятия шли по всем 40 адресам и предприниматель мог в любой момент выбрать ближайший по времени и по территории семинар.

— Кстати, на прошлой неделе прошел юбилейный форум «Госзаказ-2014». А у вас открыт специальный центр, где как раз готовят предпринимателей к участию в госзакупках. Насколько востребованы такие семинары и каких успехов достигли «студенты»?

— За прошлый год консультации в Едином центре госзаказа получили более двух тысяч предпринимателей, ими было заключено 899 контрактов на сумму более 2 млрд рублей. Хоть в процентном отношении к общему объему закупок в городе цифра не самая большая, для нас это важный результат. Нам удалось развеять многие страхи, предвзятое отношение бизнесменов и научить их работать в системе. Ведь многое зависит даже от того, насколько точно заполнена конкурсная документация. Отмечу, что сейчас в помощь предпринимателям запущен индивидуальный подбор торгов. К примеру, если вы заинтересованы в поставке канцтоваров, вам не надо просматривать весь госзаказ, исчисляемый в Москве сотнями тысяч наименований, вы просто присылаете свою заявку нам, и как только появится нужная информация — вам в автоматическом режиме направят уведомление.

— Еще в прошлом году заговорили о реконструкции Центрального дома предпринимателя, когда мы сможем увидеть его в обновленном виде?

— Работы начнутся в мае и должны завершиться к сентябрю. Внешний вид мы сохраним (здание было построено к очередной годовщине Октябрьской революции), а внутреннее пространство адаптируем к современным технологиям проведения мероприятий: лестницу оборудуем подъемниками для колясок, построим пандусы, в большом кинозале будет новый звук, свет. Появятся новые рабочие зоны (более 10 аудиторий с мультимедийными экранами). Есть место под музей предпринимательства с галереей портретов — от «первопроходца» Морозова до Дымова. Откроем несколько кафе с вкуснейшими булочками-пеканами. На время ремонта ЦДП не будет закрываться, а продолжит жизнь онлайн и на разных городских площадках.

— Слышала, что готовились к подписанию соглашения московских властей с МГТС и Сбербанком…

— В обоих случаях речь идет о совместных программах поддержки малого бизнеса. С МГТС удалось договориться о спецусловиях по услугам связи для предпринимателей, которые будут выгодно отличаться от существующих на рынке. А со Сбербанком усилим сотрудничество в рамках созданного ими Центра развития бизнеса и образовательных программ.

СПРАВКА "МК"

С 2012 г. специалисты ГБУ «Малый бизнес Москвы» провели более 72 тысяч консультаций (включая правовую поддержку и вопросы участия в госзаказе). Бесплатные программы обучения прошли более 11 тысяч сотрудников компаний (350 человек окончили курсы Президентской программы подготовки управленческих кадров). Финансовую поддержку получили 1311 компаний. Услугами коворкинга воспользовались более 5000 резидентов.

ЦИТАТА

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы, — на открытии 10-го форума «Госзаказ-2014»:

В области государственного заказа произошли революционные изменения. Я помню то, что было 10 лет назад, и то, что сейчас, — это небо и земля. Настолько разительный контраст, который делает всю систему прозрачной, понятной, открытой и конкурентной. За последние 2–3 года количество малого бизнеса, участвующего в торгах, увеличилось вдвое. Экономия от торгов составила четверть объема заказов».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26514 от 28 апреля 2014

Заголовок в газете: «МК» узнал о новшествах, которые ждут московских предпринимателей

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру