Когда закончится кризис

Чиновники уверены, что ВВП покажет рост уже в 2016 году, но эксперты предупреждают: экономические трудности продлятся до 2020 года

Российская экономика достигла дна. Признают это даже официальные лица. Согласно обновленному прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году отечественный ВВП упадет на 3,9%. А это значит, по словам чиновников, что настало время «переходить к повестке развития». Причем экономический рост власти ожидают уже в будущем году. Правда, в пределах статистической погрешности — плюс 0,7%. Независимые эксперты не разделяют оптимизма власти. Они уверены: кризис будет затяжным. Продлится он как минимум 4–5 лет.

Чиновники уверены, что ВВП покажет рост уже в 2016 году, но эксперты предупреждают: экономические трудности продлятся до 2020 года

Разогнавшаяся инфляция, растущий курс доллара, стремительно сокращающиеся доходы населения. Все это последствия очередного экономического кризиса. Впрочем, российские власти считают, что продлится он недолго. Так, в конце прошлого года в ходе большой пресс-конференции Владимир Путин пообещал, что кризис обязательно закончится. По словам президента, в худшем случае на выход из него потребуется два года. Один год из выделенного главой государства срока уже фактически прошел. Получается, что к концу 2016 года падение российской экономики должно остановиться. Но насколько желаемое соответствует действительности?

Почему российская экономика достигла дна?

Если верить прогнозам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, спад отечественного ВВП в 2015 году составит не 3,8%, как говорилось еще совсем недавно, а 3,9%. Для сравнения, в кризисном 2009 году он достигал 7,9%.

Впрочем, по расчетам Минэкономразвития, в будущем году обрушение производства, торговли и сферы услуг по крайней мере остановится. В 2016 году, как отмечает Улюкаев, ожидается рост в 0,7%.

Как поясняют официальные лица, в настоящее время российская экономика достигла дна. А это значит, что у нее появится шанс от него оттолкнуться, и поэтому пора брать курс на развитие.

Однако то, что мы сейчас находимся в низшей точке, не гарантирует экономический подъем. Дно бывает разное, и находиться на нем можно очень и очень долго.

Как предупреждает профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев, нынешний кризис принимает затяжной характер. «Его продолжительность составит не менее четырех-пяти лет. При этом основные риски для экономики возникнут после 2016 года. Позитивных факторов, которые могли бы повлиять на ситуацию, пока не просматривается — ни в конъюнктуре сырьевых цен, ни во внешнеэкономической ситуации», — считает Николаев.

Как отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, основной вклад в спад российской экономики вносит снижение цен на нефть.

При этом наши власти помимо дешевеющего «черного золота» пеняют на западные санкции.

Однако независимые эксперты не торопятся винить во всем наложенные на Россию ограничения и снижающиеся нефтяные котировки.

«К середине 2014 года, когда цены на нефть еще оставались больше $100 за баррель, когда никаких серьезных (т.н. секторальных) санкций против России еще не было, российская экономика уже практически не росла (прирост ВВП по итогам первого полугодия 2014 года составил всего лишь 0,8% в годовом выражении). Получается, что экономика, темпы роста которой и до этого неуклонно снижались, все равно ушла бы в минус. Нас уже никакая высокая цена на нефть не спасала», — поясняет Игорь Николаев.

Проще говоря, нынешние низкие мировые цены на нефть и санкции, конечно, усугубляют ситуацию, но не они породили экономический кризис в России.

По словам Николаева, последний носит структурный характер. «Это наиболее тяжелая и продолжительная разновидность экономических кризисов, и закончится он не раньше, чем будут устранены сложившиеся к моменту его начала структурные диспропорции в экономике», — говорит эксперт.

Среди основных причин сложившейся ситуации он называет несбалансированность сырьевого и обрабатывающего секторов экономики, государственного и частного капитала, проблемы в социальной и бюджетной сфере.

Действительно, состояние нашей экономики до сих пор напрямую зависит от цен на «черное золото» и газ. И пока никакое импортозамещение слезть с сырьевой иглы не помогает.

Более того, в последнее время появляется все больше и больше доказательств того, что «в мировой экономике на смену суперциклу высоких цен на нефть пришел суперцикл низких нефтяных цен». В частности, это успешная реализация перспектив «сланцевой революции» в США, а ОПЕК перестала быть глобальным игроком на мировом нефтяном рынке, способным воздействовать на уровень цен с помощью установления соответствующих квот на добычу «черного золота». Внес свою лепту также Китай, на долю которого в последние годы приходилось 2/3 мирового прироста спроса на нефть. Дело в том, что эта страна замедлила экономический рост, что, в свою очередь, будет толкать цены на нефть вниз. Кроме того, подлило масло в огонь и снятие многолетних экономических санкций с Ирана, который готовится выйти на мировой рынок со значительными объемами нефти.

По мнению директора Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимира Назарова, негативные воздействия на российскую экономику, внутренние и внешние, в ближайшее время не прекратятся. «Главные из них: снижение цен на сырьевые товары, в особенности на углеводороды, которое продлится не менее десяти лет. Это связано с развитием в мире сланцевой энергетики и ростом производства сжиженного газа; потенциальное развитие циклического кризиса в мировой экономике, что снизит возможности роста и для России; сокращение внутреннего спроса как со стороны граждан, так и со стороны корпораций, что может привести к сужению внутреннего рынка», — отмечает эксперт.

Таким образом, сейчас существует целый ряд факторов, которые будут определять стоимость углеводородов в течение длительного периода. Причем в сторону ее понижения, что, безусловно, негативно отразится на российской экономике.

Другими словами, чем дольше будут снижаться цены на нефть, тем длительнее будет кризис в России.

Не меньше пробелов и в российском бюджете. «Наблюдается явная, безоговорочная приоритетность оборонных расходов — это сильнейший структурный бюджетный перекос, который сформировался уже несколько лет назад, когда не было ни украинских событий, ни ИГИЛа», — подчеркивает Николаев.

К слову, отметим, что правительство отказалось от трехлетнего бюджетного планирования и перешло на годичный период. Соответствующий закон уже подписал президент. Такая инициатива, по словам экспертов, является доказательством того, что власти начинают осознавать: нынешний кризис продлится не год и не два, как уверяли ранее сами чиновники и глава государства.

В чем спасение российской экономики?

Однако делать что-то нужно. Правда, надо понимать, что исправить подавляющее большинство из структурных диспропорций быстро не получится.

«А то, что можно исправить, похоже, нереалистично. Значит, кризис не ограничится одним-двумя годами. На это уйдет по меньшей мере 4–5 лет. Но даже за это время, безусловно, невозможно сделать так, чтобы экономика ушла от сырьевой зависимости, чтобы нагрузка на занятых в экономике по содержанию пенсионеров перестала быть высокой, чтобы хотя бы значимо увеличилась доля малого бизнеса в экономике страны», — предупреждает Николаев.

Как полагает Евсей Гурвич, задача экономики — адаптироваться к внешнеэкономическим условиям и ликвидировать структурные диспропорции в бюджетной сфере, в сфере промышленного производства. «Если не будет дополнительных внешних шоков, таких как снижение роста мирового ВВП, военных конфликтов и т.п., завершение острой фазы кризиса возможно уже в этом году. Далее возможны два сценария: умеренный рост или стагнация. Второй вариант более вероятен», — утверждает Гурвич.

Так, управляющий директор Hedge.pro Илья Бутурлин видит выход из нынешнего кризиса только через реформы. «В первую очередь в правоохранительной и судебной системах, а также в налоговой, пенсионной и бюджетной сферах, направленные на диверсификацию источников бюджетных поступлений, с одной стороны, и улучшению инвестиционного и бизнес-климата — с другой. Если просто простимулировать экономику деньгами, то эффект будет очень краткосрочным — как после 2009 года. После этого вновь наступит стагнация с одновременным усилением инфляционных ожиданий. Если же обходиться без реформ, то, к сожалению, нас будет ждать весьма затяжной период спада, который может продлиться вплоть до 2020 года. В это время и доходы населения, и инвестиции, и фондовый рынок будут оставаться в депрессивном состоянии. Если же реформы все-таки будут проведены, то хоть они и окажутся поначалу довольно болезненными (в первую очередь для рядового населения), однако в конечном итоге будут способствовать увеличению инвестиционной активности и, как следствие, — росту ВВП и благосостояния граждан», — говорит Бутурлин.

«Для преодоления негативных тенденций мы можем предпринять ряд шагов, в частности провести «малую» и «большую» приватизации, сделать более гибким трудовое законодательство, но главное — это установление гарантий права собственности, в числе необходимых для этого шагов — реформа местных органов власти и предоставление им реальных прав управления, судебная реформа, реформа правоохранительных органов. Это долгий, но очень нужный процесс, без гарантий права собственности и сбалансированного бюджета еще ни одной стране не удавалось выйти из кризиса», — считает Владимир Назаров.

Между тем нельзя забывать, что на носу парламентские и президентские выборы.

Это означает, что власти будут стараться не принимать в этот почти 3-летний период непопулярных решений. Но выход из кризиса без них невозможен. «К примеру, если однозначным и безусловным бюджетным приоритетом в последние годы стали расходы на национальную оборону, то существенное их сокращение будет весьма болезненным. Ведь ясно, что военнослужащие, работники оборонного комплекса, члены их семей — это важный электоральный ресурс властей. Это не означает, что непопулярных решений не будет вовсе, потому что если денег нет, то даже приоритетные расходы придется урезать. Но все-таки делаться это будет в последнюю очередь», — отмечает Николаев.

По словам эксперта, все более очевидно, что благоприятное время для реализации непопулярных реформ — период экономического роста (середина 2000-х годов) — было упущено. Проводить же такие реформы в кризисный период значительно сложнее.

Поэтому и получается, что, как бы ни уверяли нас официальные лица, экономический кризис в России продлится еще как минимум 4–5 лет.

СПРАВКА "МК"

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА ГЛАЗАМИ ЗАПАДНЫХ ЭКСПЕРТОВ:

Снижение ВВП в России составит в текущем году 3,8%. Такой базовый прогноз дал Всемирный банк. Похожие показатели предсказывают и ЦБ, и Минэкономразвития. При этом в июне Всемирный банк предрекал гораздо более скромный спад производства — всего 2,7%. Однако цены на нефть опять «подкачали», достигнув в сентябре минимальных значений. Это значит, что в 2015 году количество россиян, живущих за чертой бедности, за год вырастет на 3%, перевалив 14%, или 20,5 млн человек.

Интересен пессимистический сценарий Всемирного банка, по которому цены на нефть продолжат падение, составив в среднем по году $50. Тогда ВВП в 2015 году упадет вообще на 4,3%. Ухудшил Всемирный банк прогноз по оттоку капитала из страны. В этом году вместо $80 млрд из страны будет выведено $113 млрд.

При этом все три сценария развития российской экономики, предложенные Всемирным банком, предусматривают сохранение санкций до конца 2017 года, а также прогнозируется существенное повышение уровня бедности.

К позитиву можно отнести то, что авторы доклада уверены, что российская экономика в ближайшие годы пройдет через процесс структурных изменений — говоря кратко, повышение роли в экономике новых отраслей, в то время как сырьевой сектор будет отходить на второй план. Из структурных реформ в докладе упоминается повышение пенсионного возраста.

ПРОГНОЗ БЫВШЕГО МИНИСТРА ФИНАНСОВ АЛЕКСЕЯ КУДРИНА:

«ВВП, наверное, достиг дна, хотя об этом говорили и в конце первого квартала, и в конце второго квартала. Я всегда отмечал, что все еще впереди. Видимо, мы сейчас находимся в нижней точке. Но рост, если он и будет, окажется настолько медленным, что мы пока будем оставаться в нижней точке падения. Падение ВВП будет 3,9% — по официальному прогнозу. Думаю, что (как я и предполагал в декабре прошлого года) будет 4%. При этом инфляция опять вышла на исторически высокий уровень. Она была в середине года больше 17,5%, сейчас около 15,5%, это чрезвычайно высокая инфляция в годовом выражении, которая делает все ресурсы в стране, все кредитные ресурсы очень дорогими и мешает дальнейшему развитию. Поэтому снижение инфляции является важнейшей задачей ЦБ и правительства».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26962 от 13 ноября 2015

Заголовок в газете: Когда закончится кризис?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру