Кризис разорил торговые центры: выжившие срочно меняют формат

Объемы торговли сокращаются, зато развлечений все больше

В последние годы торгово-развлекательные центры (ТРЦ) стали неотъемлемой частью досуга россиян. Люди едут туда семьями, на целый день, как когда-то шли гулять в парки или выбирались на пикники. Некоторые даже едут в ТРЦ не шопинга ради, а лишь для того, чтобы провести время весело и культурно: перекусить, сходить в кино, отправить детей в специально оборудованную для них зону. В скором времени, как предрекают эксперты, торговым помещениям в таких центрах будут отдавать все меньше места. Ибо основной функцией ТРЦ станут досуг и еда. При этом не простой досуг, а досуг, предполагающий инвестиции в себя.

Объемы торговли сокращаются, зато развлечений все больше

Как ни крути, но на фоне кризиса и спада покупательской активности посещаемость ТРЦ в стране сократилась минимум на 30%, а где-то этот показатель доходит и до 40-50%. Учитывая этот факт, развитие ТРЦ по всей России приостановилось, девелоперы сократили объемы строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов. Ситуация должна была улучшиться в 2019 году, но ужесточение санкционной гонки и вызванная этим дестабилизация курса валют сделали данную цифру непредсказуемой.

- Положительных изменений в ближайший год ожидать не стоит. Торговым центрам придется серьезно побороться за потребителей. И выиграют в этой гонке только те, кто сможет переориентироваться на новый формат, предполагающий снижение роли торговых площадей в пользу еды и развлечений, - считает эксперт потребительского рынка Наталья Орлова.

Однако, по мнению эксперта, речь идет не о простых развлечениях, а о полезных - тех, которые могут чему-то научить или принести практическую выгоду.

-Одним из самых перспективных направлений в индустрии развлечений считается edutainment – образовательные развлечения. Сейчас российские потребители научились очень хорошо считать деньги, поэтому готовы платить в большинстве случаев за то, что помимо развлекательной функции приносит еще какую-то пользу. Им недостаточно праздного времяпрепровождения, они стали рассматривать досуг, как способ инвестирования в себя и своих детей, - рассказывает Наталья Орлова.

На этом фоне, полагает эксперт, на первый план должны выйти всевозможные мастер-классы для взрослых, рассчитанные на 1-2 часа, детские познавательные мероприятия, где малышей различного возраста будут не просто занимать игрушками, пока их родители отсутствуют, а обучать новым навыкам.

-На мой взгляд, популярность могли бы получить мастер-классы по стилю, где всем желающим в течение сессии продолжительностью от 40 минут до полутора часов рассказывали бы о модных тенденциях, сочетаемости предметов гардероба, элементах создания индивидуального образа и т.д. А после курса у слушателей появится возможность закрепить полученные навыки в магазинах, - приводит пример наш эксперт.

В последнее время многие посетители приходят в моллы всей семьей. Учитывая невысокие доходы населения, потребителям важно вкусно и качественно поесть, причем, в идеале на ту же сумму, в которую обходится покупка продуктов и их самостоятельное приготовление. Учитывая постоянный рост цен на еду, у ряда сетей быстрого питания появились предложения, отвечающие этим параметрам в ценовом плане, однако, на данный момент качество этих блюд, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

- Над этим предстоит работать и самим фуд-точкам, и представителям ТРЦ, возможно, снижая арендные платежи или предоставляя льготные условия, если последние хотят удержаться на рынке. Успешным примером привлечения трафика за счет переориентации можно назвать опустевшие когда-то центральные московские рынки, которые теперь представляют из себя настоящие качественные гастрономические центры, где можно попробовать блюда разных кухонь мира за небольшие деньги и одновременно совершить необходимые покупки, - констатирует Орлова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру