Кулуарное творчество

Почему передел рыбной отрасли проходит конфиденциально?

Ровно год прошел с тех пор, как представители рыбной отрасли начали массово бить тревогу в связи с возможным перераспределением рынка. Наша редакция следит за темой и неоднократно публиковала различные точки зрения по этому вопросу — от экспертов до участников рынка. Инициатива по введению крабовых аукционов, которую поддерживают Росрыболовство и Минсельхоз, как отмечалось в прессе, вызывает резкое неприятие представителей рыбопромышленной отрасли. «В ноябре прошлого года стало известно о письме президенту России Владимиру Путину с предложением заменить исторический принцип аукционами. Отправитель не был указан, но участники рынка связывали его с Русской рыбопромышленной компанией», писали Ведомости.

Почему передел рыбной отрасли проходит конфиденциально?
Фото: iStock

По мнению отраслевиков, при обсуждении отказа от «исторического принципа» распределения квот якобы используются искаженные данные. «Так, вопреки официальной информации Минфина России, они занижают в два раза — с 42 до 21 млрд рублей — действительную налоговую отдачу рыбной отрасли. Вопреки официальной информации Минпромторга России, они замалчивают информацию о реальных контрактах на строительство рыбопромысловых судов, включая суда для промысла крабов, общая стоимость которых превышает 75 млрд рублей. Ничего не говорят о том, что десятки действующих предприятий будут вынуждены прекратить свою деятельность, лишившись основного производственного ресурса, а люди потеряют работу», — сообщалось в открытом письме рыбаков к главе государства.

По словам президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева, «проведение крабовых аукционов возможно только после внесения изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Проект такого закона отсутствует на сайте проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru для общественного обсуждения и не направлен в субъекты Федерации.

При этом каждое обсуждение в федеральных органах исполнительной власти изменений законодательства о рыболовстве в части крабовых аукционов проходит без участия представителей отрасли — практиков, а решения, принятые по итогам таких встреч, становятся закрытыми, сообщают СМИ.

Так, «Новая газета» писала о том, что «23 октября 2018 года на очередном заседании Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству первым вопросом стояло обсуждение возможных изменений закона о рыболовстве в части распределения 50 процентов объема добычи краба. Члены совета в очередной раз высказали свою обеспокоенность такими изменениями. Более того, были озвучены опасения, что законопроект уже готов и обсуждается чиновниками в секретном режиме. Даже была озвучена идея обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить, действительно ли простому хозяйственному законопроекту присвоен гриф «Секретно».

Однако присутствовавший на заседании Илья Шестаков заверил членов совета и приглашенных, что законопроект только будет разрабатываться, так как есть соответствующее указание в «дорожной карте». Документ обязательно будет представлен на суд общественности, но произойдет это только в январе 2019 года.

Обещание Шестакова несколько успокоило членов совета. Но еще до завершения заседания стало известно, что на сайте Государственной думы 22 октября 2018 года была опубликована информация о том, что законопроект уже разработан Росрыболовством, направлен в Минсельхоз России и разослан на согласование в федеральные органы исполнительной власти, в частности, в Минфин России. Получается, все это было сделано в секретном режиме?»

Но, несмотря на существующий в отрасли конфликт, 24 октября проект бюджета РФ, включающий в себя, как пишут СМИ, в доходной части поступления от крабовых аукционов, был принят Государственной думой в первом чтении. Он, по мнению экспертов, содержит серьезные вопросы к некоторым источникам доходов. Представители отрасли недоумевают: неужели закон об аукционах будет принят уже в этом году — без обсуждений с общественностью, без прохождения соответствующих процедур и обратной связи?

Неужели возможно изменение в чьих-то интересах нормативного регулирования целой отрасли? Разве важные для страны инициативы допустимо принимать в закрытом от общества и конкретной отрасли режиме? К чему может привести режим келейности и каково будущее рыбной промышленности в связи с грозящими переменами? Вопросов у экспертов пока больше, чем ответов. Однако совершенно очевидно, что все, включая представителей отраслей, должны понимать, что подобная келейность противоречит рыночной экономике, разрушает ее. Прозрачность решений — вот что соответствует справедливой конкуренции и порядку в сфере хозяйственных отношений. Вывод прост: надо отказаться от кулуарных обсуждений и суметь наладить открытую дискуссию с рыбопромышленниками по затронутым темам, определяющим перспективы развития рыбодобывающей отрасли.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру