Повальная маркировка молочной продукции приведет к резкому взлету цен

Масло, сметана, йогурт рискуют подорожать на 15%

11.04.2019 в 19:09, просмотров: 10372

Российский рынок молочной продукции бурлит и пенится. Причиной тому — маркировка, которой власти собираются снабдить всю «молочку», дабы отслеживать ее путь от производства до прилавка. Правительство решило внедрить дорогостоящую систему электронной маркировки готового товара контрольными идентификационными знаками (КИЗ). В то же время готовую молочную продукцию планируется вводить в систему электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) «Меркурий», в которой сейчас должны регистрироваться производители некоторых категорий сельхозпродукции. У систем электронной сертификации и электронной маркировки есть одно большое отличие. Первая — бесплатная и добросовестные производители без проблем зафиксируют свою продукцию в системе ЭВС. В свою очередь, внедрение КИЗ повлечет за собой большие расходы: изготовление «марок» обойдется в 36 млрд рублей в год. Такие существенные траты производители переложат на потребителей. Какое из нововведений действительно необходимо рынку разобрался «МК».

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил, что до конца 2019 года вся готовая молочная продукция будет введена в систему ветсертификации «Меркурий», которая будет следить за качеством от «поля до прилавка». В первую очередь под ЭВС попадут сыры и масло, а с ноября 2019 года вся кисломолочная продукция. Идея благая — защита молочной отрасли от фальсификата, доля которого на прилавках составила в прошлом году почти 25% по подсчетам Россельхознадзора. Аналогичная система сертификации молочной продукции существовала во времена Советского союза, напоминает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. «Благодаря принципу отслеживания качества продукции «от поля до прилавка» в торговые точки попадает «молочка», сделанная из натурального полезного сырья. В мировой практике внедрение электронной сертификации применяется повсеместно», - отмечает сенатор.

Другое возможное новшество — цифровая маркировка молочных продуктов (КИЗ) несет в себе совсем другую функцию. Здесь речь идет уже не об отслеживании качества продукции и заботе о потребителе, а, скорее, о дополнительном сборе для производителей отрасли. Для участников рынка внедрение КИЗ означает огромные затраты, предупреждает Сергей Лисовский. «В стране в год продается 70 млрд упаковок молочной продукции. Одна метка для электронной маркировки стоит 50 копеек, таким образом, расходы на изготовление электронных марок составят 36 млрд рублей в год, а в дальнейшем эта сумма может расти. Эти деньги станут компенсировать за счет потребителей», — говорит он. Для понимания, что представляет собой марки КИЗ можно провести аналогию с акцизными марками на алкоголе или бирками на одежде: такими же метками предлагается снабдить каждую баночку йогурта, сметаны, пачки масла.

Сенатор отметил, что изготовителям молочной продукции, чтобы иметь возможность наклеивать на продукцию метки, придется потратить на покупку специального оборудования сотни миллионов евро. «Производственных линий на заводе может быть и 5, и 10. Так вот, на каждую нужно будет купить принтер, цена которого 10 тыс. евро, аппликатор за 19 тыс. евро, сканер стоимостью 3 тыс. евро, автомат отбраковки за 10 тыс. евро. И обзавестись таким набором надлежит каждому изготовителю. Получается, что отрасли придется заплатить еще сотни миллионов евро за покупку импортной техники, таким образом, оказав финансовую поддержку иностранным производителям», — рассказал «МК» Лисовский. По подсчетам парламентария, средний по объему производства российский завод обязан будет заплатить примерно 1,8 млн евро за специальное оборудование. «Агропроизводителям придется заложить издержки в розничную цену своего товара. В противном случае они попросту обанкротятся», — предупреждает собеседник «МК».

Однако у бесплатной альтернативы — системы ЭВС, еще одно преимущество которой в нацеленности на контроль качества продукции, чем КИЗ похвастаться не может, есть свои противники, добавляет Лисовский. «Это недобросовестные производители, которые делают продукцию из низкопробного сырья, например, с использованием растительных жиров. Чтобы остаться на рынке такие компании понесут издержки: им как минимум нужно будет закупать более дорогое сырье», - говорит он.

Что представляет собой система ЭВС? Это электронная база данных по типу блокчейна. Информацию в ней нельзя фальсифицировать, а попадают в эту базу данные о продукции «белых» производств. По словам Лисовского, в России действует более 30 «лжезаводов» молочной продукции, которые существуют по документам, но в реальности — это кустарное производство. Такие заводы не смогут вставить в «Меркурий» информацию о себе, поскольку автоматизированная система ее «не пропустит».

На итоговой коллегии Минсельхоза глава ведомства Дмитрий Патрушев заявил, что в России ежедневно оформляется 6,5 млн электронных сертификатов для сельхозпродукции. Причем раньше эти сертификаты были платными и выдавались на бумаге. Система «Меркурий», являясь электронной базой данных, освобождает производителей от этой платы. Однако в противовес бесплатной электронной сертификации обязательная маркировка молочной продукции может привести к ее резкому подорожанию. «КИЗ — это просто наклейка, в которую вноситься электронным способом на специальном принтере информация о том, где эта наклейка была изготовлена. «Лжезаводы» могут легко подделать эти марки или написать на них вводящую в заблуждение информацию», - поясняет Лисовский.

Добросовестные участники рынка настаивают: электронная маркировка КИЗ только добавит проблем отрасли, поскольку дорого обойдется аграриям при том, что качество и безопасность продукции наличие электронных меток не гарантирует. В то же время ЭВС, являясь автоматизированной системой, надежно контролирует качество и не подразумевает дополнительных расходов для производителя, а значит, и для конечного покупателя.