В России собрались ввести налоговые послабления

"Дедушкина оговорка" для транспортников

29.07.2019 в 18:14, просмотров: 6345

Что варится на отечественной фискальной кухне? Дежурным считается блюдо, когда сверху обещают налоговую стабильность, а внизу на практике поборы растут, хотя бы в виде акцизов. При этом, увы, четкие приоритеты в виде налоговых стимулов, а не просто торжество фискальных аппетитов, для российской экономики большая редкость. Но, похоже, что-то наконец начинает меняться.

В России собрались ввести налоговые послабления
Фото: most.life

Готовящиеся налоговые изменения можно разделить на две группы. В первой — старые знакомые, например, лоббистские усилия нефтяных гигантов, направленные на получение налоговых льгот при добыче прежде всего на арктических месторождениях. Или готовящиеся новые акцизы на вино и нефтепродукты. Но гораздо любопытнее вторая группа — это потенциальная налоговая поддержка крупных инвестиционных проектов и адресная поддержка в первую очередь расширения транспортной инфраструктуры. У этой группы готовящихся налоговых изменений есть общий знаменатель — задачи, поставленные майским указом 2018 года. В экономической части указ направлен в первую очередь на поддержку инвестиций. Кроме того, из него выросли нацпроекты, а крупнейший из них (формально названный не нацпроектом, а комплексным планом) — развитие транспорта.

На поддержку инвестиций в крупные проекты нацелен законопроект о защите и поощрении капиталовложений. Его сердцевина — стабилизационная оговорка. Для участников соответствующих соглашений о защите капиталовложений сохраняются неизменные налоговые условия (в части налогов на прибыль, на имущество, транспортного и земельного). Гарантируется неухудшение условий по лицензированию и сертификации продукции, техническому регулированию. Возможна защита от увеличения таможенных пошлин, изменения НДПИ, введения или отмены российских контрсанкций в отношении других государств. Более того, бизнесу в индивидуальном порядке могут возместить потери из-за пересмотра инвестпрограмм и тарифов естественных монополий.

Выглядит стабилизационная оговорка почти революционно. Но для российского налогового законодательства этот принцип вовсе не нов. Он уже применялся к иностранным инвестициям в российскую экономику под видом «дедушкиной оговорки» (так же строятся и концессионные соглашения). Теперь оговорка возвращается, но уже применительно к российским инвестициям.

С одной стороны, хорошо, что российские инвестиции не принижаются по сравнению с иностранными. С другой — на иностранные инвестиции в условиях санкций особенно рассчитывать не приходится. Но есть и третья сторона. В свое время Минфин видел угрозу «дедушкиной оговорки» в появлении множественности налоговых режимов. Теперь та же угроза возвращается. Есть часть российской экономики, где исполняются самые последние налоговые новации, а есть резервация нацпроектов, в рамках которых множество по существу индивидуальных налоговых режимов действует в рамках каждого из национальных подпроектов, где все зависит от сроков соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Сами же соглашения могут заключаться на шесть лет при собственных инвестициях до 3 млрд руб.; на 12 лет — для проектов дороже 3 млрд руб. и на 18 лет с собственными инвестициями 10 млрд руб. и выше. Чем больше налоговых режимов, тем больше возможностей для злоупотреблений. Но в пользу того, что законопроект может стать законом, говорит тот факт, что его автором является сам Минфин, его соавторы — предприниматели, принимавшие активное участие в его подготовке.

Есть и конкретный пакет проектов налоговых льгот для сооружения железнодорожных высокоскоростных магистралей (ВСМ). В свое время с подобной инициативой выступал экс-глава РЖД Владимир Якунин. Но движение в сторону льгот дал все тот же майский указ, а автором соответствующих предложений опять является Минфин. Если налог на недвижимое имущество (2,2%) с железнодорожных путей уже платится по льготной ставке: в 2019 г. — 1,3%, а в 2020 г. — 1,6%, а нулевой НДС уже распространяется на региональные железнодорожные перевозки пассажиров — как пригородные, так и дальнего следования, то дополнение состоит в том, что аренда инфраструктуры ВСМ, а также ее использование освобождаются от НДС до 2060 года, на тот же срок от налога на имущество освобождается новое недвижимое имущество и инфраструктура ВСМ. Получатели льгот — строители ВСМ и фирмы, их эксплуатирующие.

Конечно, перечисленные льготы пока лишь в проекте. ВСМ за налоговые льготы, возможно, еще придется конкурировать с проектами платных автодорог. Но, безусловно, важен более решительный поворот в отечественных налогах к реальному (пока, по существу, налоги поддерживают только айтишников), а не провозглашаемому стимулированию тех или иных видов деятельности.

Санкции . Хроника событий