Экономисты с печалью восприняли отчет Орешкина в Совфеде

Прогнозы не оставляют России шансов на подъем

Министр экономического развития выступил с отчетом в верхней палате российского парламента. Сенаторы, как и остальные люди, «желают знать, что будет». От Максима Орешкина они услышали, что правительство свою часть экономических задач выполнило, дело за ЦБ. Но на этот раз сенаторов интересовали не административные пятнашки и даже не прогнозы Минэкономразвития сами по себе. Совет Федерации собирался услышать от Максима Орешкина, как выполняются нацпроекты. Что же нового узнали сенаторы?

Прогнозы не оставляют России шансов на подъем

Максиму Орешкину не позавидуешь. Он вместе со своим министерством отвечает в первую очередь за прогнозы развития экономики. И не его вина в том, что эти прогнозы ну никак не соответствуют продвижению в реализации национальных проектов, выросших из майского указа Владимира Путина. Точнее, вина не только Орешкина. Потому что за реализацию нацпроектов отвечает вся вертикаль власти. При этом каждый нацпроект имеет персонального куратора в лице вице-премьера.

Орешкин же вместе со своими прогнозистами лишь констатирует: ни внутреннее состояние российской экономики, ни внешние условия не позволяют рассчитывать на темпы экономического роста, обозначенные в указе президента, без которых невозможна полномасштабная реализация нацпроектов. Более того, в последней, августовской, редакции прогноза на 2019–2022 годы Минэкономразвития скрепя сердце пошло даже на некоторое снижение показателей. Теперь рост реальных доходов населения в 2019 году составит всего едва различимые 0,1% (в апреле значился 1%), инвестиции вырастут на 2% вместо 3,1%.

В сложившейся ситуации у прогнозистов остается один выход. Раз по указу темпы роста российской экономики должны превысить среднемировые к 2024 году, то «экономическое чудо» аккуратно отодвигается. В прогнозе ВВП РФ в 2020 году должен вырасти на 1,7% (в апреле было 2%), зато дальше должен произойти взрыв: в 2021–2024 годах темпы роста российской экономики должны превзойти заветные 3%, значащиеся как среднемировые.

Почему это «чудо», ведь наша экономика знала и более высокие темпы? Ответ вытекает из ограничителей роста. На внутренние — низкий рост потребительского спроса, недостаточную инвестиционную активность — накладываются внешние. А это, во-первых, торговая война между США и Китаем, тормозящая мировую экономику и, соответственно, снижающая внешний спрос на российские энергоресурсы и другое сырье. Во-вторых, власти должны учитывать риски существующих и потенциал новых антироссийских санкций. Россия вынуждена строить «финансовую крепость», создавая резервы, ресурсы отвлекаются от развития.

Будут ли сняты эти ограничители до 2024 года? Если перемены на фронтах торговой войны еще возможны, то на свертывание санкций надежды слабые. Темпы роста российской экономики останутся под давлением. Между тем указ президента надо выполнять. Значит, нужно находить возможности экономического ускорения. Какие? В Совфеде Орешкин прозрачно намекнул, что правительство свое дело сделало, очередь за ЦБ: «Сейчас с точки зрения макроэкономики в рамках бюджетной политики мы добились минимизации дефицита, что в совокупности с падением инфляции ниже целевого уровня в 4%, которое мы ожидаем в октябре, открывает пространство для действий денежно-кредитной политики». Но сам ЦБ не собирается быть коренным в деле подъема экономики, да и снижение его ключевой ставки — явно недостаточная мера для «экономического чуда».

Драйвером роста должны стать госрасходы, и в первую очередь госинвестиции. Других кандидатов попросту нет. И госрасходы уже пробуются на эту роль. Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка, подчеркивает: за семь месяцев 2019 года ВВП вырос на 1,6% на фоне увеличения бюджетных расходов за тот же период на 2,5%. Минфин, в свою очередь, утверждает, что следующая бюджетная трехлетка как раз и рассчитана на поддержку роста. Но, увы, это не так. Госрасходы в 2020 году действительно вырастут, но, как подсчитал Дмитрий Долгин, главный экономист ING Bank по России и СНГ, во-первых, расходов будет больше, чем должно быть в 2019 году, всего на 0,1 п.п. Во-вторых, этот рост с лихвой перекрывается повышением ненефтегазовых доходов (на 1,4 п.п. за тот же период) — прежде всего, за счет повышения НДС. Так что вклад государства в экономический рост мог бы быть существенно выше.

Опор у экономического роста в России явно недостаточно. А без ускорения нет базы для выполнения в необходимом объеме нацпроектов. Как нет и обещанного ими будущего. Именно это следует из прогнозов, с которыми Максим Орешкин ознакомил сенаторов.

Читайте также: Орешкин сообщил о планах оставлять должникам банков сумму "на жизнь"

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28085 от 26 сентября 2019

Заголовок в газете: России не хватает будущего