Власти предложили хитрую схему выкупа у россиян авиаваучеров

Согласится ли правительство помочь гражданам

01.06.2020 в 16:49, просмотров: 5173

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила властям выкупать ваучеры авиапассажиров или менять их на билеты на поезд. Инициатива не лишена смысла, учитывая, что в период коронакризиса доходы многих россиян резко сократились, а некоторые и вовсе лишились заработка. У граждан на счету каждая копейка, а ваучером на будущую поездку сыт не будешь. По оценкам участников рынка, сейчас на руках у несостоявшихся из-за пандемии пассажиров находятся авиабилеты на 60–80 млрд рублей. Поддержит ли правительство такой вариант компенсации или правами пассажиров пожертвуют ради спасения перевозчиков, разбирался «МК».

Власти предложили хитрую схему выкупа у россиян авиаваучеров

Глава ФАС РФ Игорь Артемьев предложил властям выкупать у граждан ваучеры, которые они получили вместо денег за отмененные авиарейсы. Соответствующее письмо было направлено в Минтранс, Ростуризм и Роспотребнадзор. Руководитель антимонопольной службы также считает, что гражданам надо разрешить менять авиаваучеры на железнодорожные билеты, чтобы люди могли выбирать наиболее подходящий маршрут. По словам Артемьева, такая схема возврата неиспользованных билетов и граждан поддержит в столь непростое время, и компании-перевозчики не разорит. Между тем, Минтранс уже разработал проект постановления правительства, который разрешит авиакомпаниям компенсировать отмененные рейсы именно ваучерами. Тем самым ведомство планирует помочь авиакомпаниям, которые терпят колоссальные убытки.

Неизвестно, поддержат ли идеи главы ФАС в правительстве, но у большинства пострадавших пассажиров они явно отклик найдут. Из-за последствий пандемии коронавируса доходы россиян резко сократились, а у некоторых и вовсе «обнулились». По оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, в 2020 года падение реальных доходов населения может составить от 8 до 12%.

Казалось бы, если пассажир не смог воспользоваться купленным билетом по независящим от него причинам, он имеет право на возврат потраченных средств. Но что, если у перевозчика на это денег? Ведь понятно, что авиакомпании сейчас в глубоком финансовом минусе. ФАС считает, что отсутствие выбора способа компенсации нарушает права пассажиров. Многие из них не планируют новые поездки из-за изменившейся ситуации. Поэтому конкурентный выбор необходим. Либо совершить поездку по ваучеру позднее у этого перевозчика, либо получить деньги, либо поменять его на другую компанию или даже вид транспорта.

«Правда, с передачей ваучера иному перевозчику или железнодорожной компании могут возникнуть сложности, поскольку тогда оплатить новый билет должна прежняя авиакомпания, - говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. - Это практически то же самое, что и вернуть средства клиенту, которых нет».

«Не исключено, что правительство пойдет на этот шаг, потому что реальный спрос на возврат может быть небольшим. Наверняка билеты захотят обменять на деньги те граждане, которым они действительно крайне необходимы, — считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — Другим это может быть невыгодно из-за роста цен на билеты».

Отметим, что средняя стоимость перелета экономклассом по России в апреле выросла в сравнении с мартом на 12-19%. Билеты с вылетом 1–8 мая подорожали на 24%. Средняя цена перелета в одну сторону в прошлом месяце увеличилась на 13% в сравнении с аналогичным периодом 2019-го. Не исключено, что тенденция может усилиться в связи с ростом спроса, поэтому те, у кого с деньгами все более-менее в порядке, вряд ли будут менять ваучер на деньги, чтобы потом не покупать билет дороже.

Сейчас на руках у клиентов находятся авиабилеты на 60–80 млрд руб. Однако, по факту цифра может быть больше. Пока сложно оценить, сколько людей захотят вернуть деньги и сколько придется компенсировать государству.

«Инициатива Артемьева здравая. Однако не существует более эффективного способа помочь людям, чем прямой возврат средств, — убежден исполнительный директор венчурного клуба ITLEADERS Дмитрий Иванов. — С легализацией механизма выдачи сертификатов вместо денег за авиабилеты, вырос риск возникновения черного рынка ваучеров. Людям нужен реальный кэш. Государство должно пойти на эти меры и выдать перевозчикам субсидированные кредиты на возврат средств клиентам».


|