Назван масштаб падения экономики Белоруссии

«Нестабильность - это токсичная среда для бизнеса»

23 сентября Александр Лукашенко в атмосфере секретности вступил в должность президента Белоруссии. Оппозиция ответила на это новыми акциями протеста. Между тем каждый день протестов приносит экономике страны серьезные убытки. Речь может идти о десятках миллионов долларов в день. Об этом мы поговорили с белорусским политологом и экономистом Ярославом Романчуком.

«Нестабильность - это токсичная среда для бизнеса»

- Как политический кризис в Белоруссии повлиял на экономику страны? 

- Белорусские власти полностью игнорируют те кризисные явления, которые сегодня накапливаются в экономике. Наша экономика вошла в рецессию даже гораздо раньше, чем началась эпидемия коронавируса. Уже в марте мы встретили ее с минусом. И оснований считать, что  Белоруссия выходит из кризиса, конечно, нет. Ухудшается платежная дисциплина, ухудшается положение с валютой. 

С начала года белорусский рубль потерял более 25% своей стоимости. Растут инфляционные ожидания среди населения. Потеря кредитоспособности, ухудшение кредитного рейтинга…

- Когда положение улучшится?

– Все говорит о том, что белорусская экономика до начала следующего года вряд ли выйдет из кризиса. Особенно в контексте того, что инвесторы просто не понимают, на каком свете они находятся. Участились случаи арестов счетов предприятий. 

К тому же в памяти еще свежа история с Белгазпромбанком, который белорусские власти, по сути, национализировали. Естественно, это токсичная среда для инвестиций, для развития бизнеса. Но самое неприятное – это то, что идет обнуление Парка высоких технологий, IT страны. И это то, что может нанести еще больший урон белорусской экономике, гарантировав отток человеческого капитала и предпринимателей. 

- Почему происходит «обнуление» Парка высоких технологий?

- Дело в том, что многие компании, работающие в сфере IT, участвовали в политических и гражданских кампаниях оппозиции. Делали заявления о необходимости диалога и свободных выборов. Это воспринимается как нарушение Конституции. Следуют ответные действия со стороны властей. Например, были заблокированы счета IT-компании PandaDoc. Около трехсот программистов из практически всех крупных компаний, сделавших заявление о необходимости проведения свободных выборов и освобождения политзаключенных,  испытывают давление, многие из них уже объявили о переезде в другие страны. Они останавливают свою деятельность в Белоруссии и сворачивают проекты, которые были анонсированы.

- Можете спрогнозировать, сколько компаний будет закрываться?

- Мы еще не знаем, чья победа будет в этом противостоянии. При самом худшем сценарии, если Лукашенко не станет разговаривать с гражданским обществом, не прислушается к бизнес-сообществу, то в 2021 нам обеспечено дополнительно падение ВВП на 3-5% за счет всех этих негативных явлений. 

- Дополнительно к чему?

- Минус 3-5% будет и без этого. То есть в 2021 году мы можем получить минус 5-8% ВВП в зависимости от того, чем закончится этот год. Будет ли диалог с обществом, какими будут взаимоотношения с Россией… Потому что у Белоруссии остался единственный инвестор – это РФ. 

- Власти Белоруссии сегодня увеличили выплаты силовикам. Эти траты серьезно ударят по бюджету страны?

- Силовики условно получали 2 тысячи долларов, сейчас получают 5. Но это не является значимой цифрой. Да, выплаты силовикам есть, но это капля в море. Гораздо больше проблем создают невозвраты кредитов, обслуживание внешнего долга… У банков проблема с валютной выручкой, она упала на 20%. Многие сектора экономики подкосил коронавирус, заморожены многие инвестиционные проекты, которые в нынешних условиях не могут реализоваться из-за того, что партнер не доверяет, среда поменялась. Европейский банк реконструкции и развития отказывается работать с Белоруссией. МВФ не дал кредит. Со все сторон все плохо.   

- А велик ли ущерб от забастовок на крупных заводах?

- Его по сути нет. Заводы не бастуют. Но многие предприятия работают на склад. Резко ухудшилось положение машиностроителей. БелАЗ на 80% сократил производство машин. Потому что упал спрос на мировом рынке, который тоже переживает рецессию. Лучше бы они вообще не работали, потому что идет просто проедание оборотного капитала при ухудшении финансового положения. Отсюда ухудшение положения крупных предприятий. Но предприятия выполняют все свои обязательства по контрактам. Они даже не могут продать то, что уже сделали. 

- Сказывается мировой кризис?

- Мировой кризис, потеря доверия к Лукашенко в банковской системе. Происходит отток денег со вкладов. За 8 месяцев банки потеряли примерно десятую часть вкладов.

Сюжет:

Выборы президента Белоруссии 2020

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру