ВТБ Лизинг назвал эффективный метод экономии бюджетных средств

В компании предложили создать конкурентную среду в субсидировании лизинга городского транспорта

Залогом любого успешно развивающегося и функционирующего рынка всегда была конкуренция. Ограничение конкуренции на рынке лизинга подвижного состава городского транспорта приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств регионов страны. С докладом на эту тему выступил генеральный директор ГК ВТБ Лизинг Дмитрий Ивантер на форуме «Общественный транспорт».

В компании предложили создать конкурентную среду в субсидировании лизинга городского транспорта

Ранее Автостат подсчитал, что за 8 месяцев текущего 2020 года было продано порядка 7,5 тысяч автобусов, около 2,5 тысяч из которых были переданы в лизинг. Такие данные позволяют считать лизинговое финансирование одним из ключевых инструментов в обновлении подвижного состава городского транспорта. За этот период около четверти закупленных автобусов было передано компанией ВТБ Лизинг: это примерно 670 новых машин общей стоимостью около 4 млрд рублей.

«Вроде бы, эта сумма достаточно велика. Она равняется сумме, которую Минфин в 2020 году выделил Минтрансу на «Безопасные и качественные автомобильные дороги». С другой стороны, это всего лишь 6% от нового лизингового бизнеса, который наша компания сделала за этот период. Мы считаем, что мы можем делать больше», - заявил Дмитрий Ивантер.

По мнению представителей компании ВТБ Лизинг, Постановление №867 несправедливо ограничивает конкуренцию на рынке лизинга общественного городского транспорта. Нет обоснованной причины, почему субсидия предоставляется исключительно компании ГТЛК. Группа компаний ВТБ совместно со Сбербанком и Газпромбанком уже направляла в Минтранс идеи решения сложившейся проблемы посредством создания новой конкурентной программы модернизации общественного транспорта. Подход позволит существенно экономить региональные государственные средства.

«Нам бы хотелось, чтобы новая программа содержала равнодоступные условия для всех лизинговых компаний. Это как раз будет способствовать экономии государственных средств и средств регионов. Перевозчики могут идти в конкурс с различными лизинговыми компаниями, и в этом случае для подавляющего числа регионов возникает ситуация, когда лизинговая ставка очень сильно торгуется вниз. Мы видим это в конкурсах, которые проходят в разных городах – в Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Перми и так далее. Везде, где нет единоличной субсидии для ГТЛК и проходят конкурентные торги, очень сильно снижается лизинговая ставка. Мы считаем, что это эффективный механизм экономии средств государственного бюджета через федеральный закон и конкурсный отбор. Конкуренция на этом рынке уже очень высокая. И де-факто мы видим, что в этом случае регионам удается экономить бюджетные средства», - пояснил спикер.

Представители ВТБ Лизинг предложили применить к существующему проекту лизингового финансирования подход, аналогичный механизму единой лизинговой субсидии 2019 года с участием лизингового рынка. Это позволит проекту комплексной программы модернизации общественного транспорта в городских агломерациях усилить конкуренцию и тем самым оздоровить рынок.

В основе нововведения положен конкурентный доступ к государственному финансированию. Смысл простой: чем лучше условия заявит лизинговая компания, чем больше автобусов, троллейбусов и трамваев она сможет профинансировать за одинаковый объем госсредств, тем большая субсидия ей будет предоставлена.

«Мы предлагаем именно такой механизм положить в основу лизинга городского подвижного состава в части государственных субсидий», - заключил Ивантер.