В США придумали, как остановить "Северный поток - 2" после достройки

Злоключения российского газопровода продолжатся

Вашингтон грозит продолжить вводить санкции против «Северного потока - 2» (СП-2) вплоть до «победного» конца — пока строительство последней ветки газопровода, протяженностью всего 150 км, не будет окончательно остановлено, а сам проект навсегда похоронен в водах Балтийского моря. Одни из введенных США ограничений действительно сработали на славу: испугавшись давления Белого Дома, некоторые его участники порвали отношения с СП-2, что уже более чем на год задержало завершение укладки трубы до берегов Германии. Другие санкции главному исполнителю проекта «Газпрому» удается обойти, хотя зачастую выход из ситуации оказывается крайне мучительным и требует дополнительных издержек. Однако, даже если газопровод будет проложен, в чем не сомневается большинство экспертов, борьба американцев с СП-2 продолжится и на суше, что еще долгое время не позволит экспортной газовой трубе работать на полную мощность.

Злоключения российского газопровода продолжатся

Санкции против СП-2 уже давно стали важным элементом внешней и даже внутренней политики США. Сенаторы, дипломаты, представители администрации президента  постоянно спекулируют на обвинениях России в попытке захвата европейского энергетического рынка. Как заявил на днях заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Кристофера Робинсона, уже принятые ограничения в отноршении СП-2 «работают» и необходимо продолжить «прекращение и сдерживание пагубного влияния России», в первую очередь, на энергетический рынок Европы. «Мы остановим этот трубопровод», — пообещал высокопоставленный американский политик.

В его словах есть значительная доля истины. Уже введенные против СП-2 санкции серьезно навредили трубопроводному проекту. Завершить его укладку до немецких берегов «Газпром» планировал еще в конце прошлого года. Однако угрозы Вашингтона включить в санкционный «черный список» европейские компании, сотрудничающие с российской монополией, сделали свое дело. Фактически нокаут «Газпром» получил после того, как швейцарский подрядчик Allseas, корабли которого были задействованы на последнем отрезке сырьевого маршрута, неожиданно вышли из проекта, так как боялись подвергнуться американскому прессингу.

В результате, российской монополии пришлось оперативно изыскивать собственные ресурсы для достройки газопровода. Необходимый трубоукладчик был найдет, однако многофункциональное судно «Академик Черский» пришлось перебрасывать чуть ли не из противоположной точки планеты —с Сахалина. На подмогу также была вызвана баржа «Фортуна», по своим параметрам способная подключиться к завершению строительства. Причем обоим кораблям пришлось пройти длительную модернизацию, чтобы соответствовать европейским техническим характеристикам судов, которым разрешено выполнять сложные строительные работы в акватории Балтики. Кроме того, «Газпром» был вынужден несколько раз менять юридических владельцев обоих кораблей, чтобы уберечь их от санкционного преследования со стороны Вашингтона.

«Хотя на первый взгляд претензии стран ЕС, а в особенности, Дании не были сопряжены с американскими санкциями, однако отказ от укладки СП-2 швейцарской компанией, технологическое обеспечение судов которой было идеальным, стало причиной для поиска создателями газопровода альтернативных кораблей и их дальнейшим переоборудованием. Поэтому американский прессинг, хотя и косвенно, но сыграл немаловажную роль в отсрочке завершения строительства СП-2», — утверждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Новые санкции против газопровода, уже согласованные американскими сенаторами и включенные с военный бюджет США, не позволяют обеспечить участвующим в строительства судовладельцам, как зарубежным, так и российским, страховую поддержку. Другими словами, если на одном из судов произойдет авария, то компенсация по устранению ее последствий ляжет на оператора проекта. Вспоминая подобные случаи, в том числе катастрофу на нефтяных промыслах в Мексиканском заливе в 2010 году, можно констатировать: случись подобный катаклизм на Балтике, владельцам трубы придется расплачиваться не одно десятилетие.

Правда, новые санкции Вашингтона вряд ли предполагают катастрофу СП-2. Как полагает эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков, баржа «Фортуна», приступившая к завершению строительства газопровода 11 декабря, способна достроить участок трубы, расположенный в немецкой акватории (2,6 км) в считанные дни — на это понадобится не больше недели. Однако остается более продолжительный участок 9147 км), находящийся в территориальных водах Дании. Впрочем, даже если «Фортуна» будет работать без поддержки «Академика Черского», работы займут не более трех месяцев. Поэтому технологически газопровод будет готов для пуска в эксплуатацию в середине весны будущего года. После выхода трубы на берега Германии, она буквально стразу может быть подключена в уже построенным сухопутным маршрутам. Однако на этом злоключения СП-2 вряд ли закончатся. Как предупреждает американский сенатор-республиканец Тед Круз, давний и последовательный оппонент данного проекта, очередная волна санкций против газопровода подготовлена «с хирургической точностью».

О каких именно будущих санкциях идет речь, сенатор не раскрыл. Однако, по предположению наших собеседников, скорее всего, новые ограничительные меры могут быть предъявлены европейским фирмам, которые будут обеспечивать полноценную эксплуатацию СП-2. Санкции, вероятно, коснуться как подрядчиков, задействованных на морском участке, так и на сухопутном отрезке газопровода. США могут прекратить вести бизнес с этими фирмами, заморозить их финансовые активы в американских банках, а также запретить въезд в Соединенные Штаты менеджерам и владельцам замеченных в сотрудничестве с «Газпромом» структур. В связи с этим уже сегодня можно прогнозировать,  что СП-2 даже после успешного завершения строительства, выйдет на полную мощность далеко не сразу, поскольку многие европейские подрядчики наверняка болезненно отреагируют на запугивание со стороны Вашингтона.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру