Оценены перспективы черного рынка валюты в России

Доллар из-под полы

Лишившись многолетней возможности обзаводиться наличными долларами и евро, россияне вступили на неизведанную территорию. Результаты биржевых торгов, курсовая динамика — все это утратило практический смысл. Зато пошли разговоры о том, что правительство может установить фиксированный курс доллара, полностью отказавшись от свободного валютного рынка и создав благодатные условия для зарождения рынка черного. В общем, back in the USSR.

Доллар из-под полы

Какая разница, что курс доллара обновил на торгах исторический максимум, превысив 121 рубль, а евро поднялся до отметки в 129? По большому счету, людям от этого уже ни тепло, ни холодно. Многие из тех, кто держал валюту на счетах, успели ее снять, а счастливым обладателям рублевых сбережений остается ждать до сентября.

Напомним, Банк России ввел временный — с 9 марта по 9 сентября 2002 года запрет на продажу банками иностранной валюты. ЦБ установил также новый лимит выдачи средств с валютных вкладов или счетов — не более $10 тысяч.

Но ведь во все времена находятся те, кто готов помочь согражданам в безвыходной, казалось бы, финансовой ситуации. Правда, действуют они вне правового поля, но это мало кого смущает. При реализации наихудшего сценария (отключение от SWIFT всей банковской системы, введение глобального эмбарго на поставку нефти из РФ) власти могут зафиксировать курс доллара на определенном уровне. И тогда нас ждет черный рынок наличного доллара, считает руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.

Пока в этот махровый советский сценарий верится с трудом. В СССР черный рынок валюты стихийно возник еще в 1950-е годы, в период «хрущевской оттепели». Уже тогда избранным совгражданам — артистам, спортсменам, партийным функционерам — дозволялось ездить за рубеж. Без валюты в условном Бонне или Лондоне делать было нечего, а с учетом извечного дефицита людям в командировке всегда хотелось побольше закупиться иностранными товарами. И тогда им помогали черные дельцы, поскольку в советских банках нельзя было свободно продать или купить валюту - только по справке для тех, кому разрешали выезд за границу, только определенную сумму.. В 1980 году официальный курс доллара США составлял в СССР 64 копейки, но втихую его можно было приобрести за четыре, а то и за шесть рублей.

«В некотором смысле мы уже вернулись в девяностые годы, - говорит частный инвестор Федор Сидоров. - Только за последнюю неделю инфляция составила 10,4% в годовом выражении — таких темпов не наблюдалось с момента дефолта 1998-го. На фоне ажиотажного спроса на бытовую и компьютерную технику, ухода с нашего рынка десятков иностранных брендов, появились перекупщики: стихийные предприниматели скупают вещи для последующей перепродажи по более высоким ценам.

То же самое будет и с иностранной валютой: когда есть спрос, но товар недоступен, обязательно возникнет черный рынок - как возможность удовлетворить потребность людей в чем-либо и при этом получить сверхприбыль».  

Наверняка этим будут заниматься люди, которые смогут каким-то образом приобретать валюту за границей или на бирже и продавать ее физлицам по высокому курсу. Одновременно активизируются и изготовители фальшивых купюр, поскольку при покупке иностранной валюты с рук проверить ее подлинность невозможно, отмечает Сидоров.

«Теневой рынок никуда и не уходил, он просто перестал пользоваться спросом по мере того, как финансовые институты предлагали клиентам массу законных вариантов для совершения операций с валютой, - рассуждает аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. - Учитывая сложнейшие экономические обстоятельства и абсолютно туманные финансовые перспективы, инвестиции в валюту, действительно, теряют актуальность, но только в плане покупки по завышенному курсу. Держать средства в долларах и евро по-прежнему разрешено.

Пока у банков настолько широкий спред между ценой покупки и ценой продажи валюты, альтернативные варианты будут пользоваться спросом. Но, как только рынок придет в равновесие, потребители обратятся к привычным удобным механизмам».

По словам старшего аналитика компании Esperio Антона Быкова, вероятность появления в стране устойчивого черного рынка крайне низка. Да, ЦБ ограничил до 9 сентября возможность покупки наличной иностранной валюты, но граждане по-прежнему могут приобретать ее в безналичном виде, то есть хранить на счетах, открывать вклады, рассчитываться с нерезидентами до $5 тысяч в месяц и, наконец, снимать с банковских вкладов с лимитом в $10 тысяч. Такие параметры работы финансовой системы никак не соответствуют условиям, в которых услуги теневых бизнесменов будут востребованы. Скажем, в СССР покупка инвалюты была жестко ограничены на постоянной основе. А затем, уже в позднесоветские годы черный рынок понадобился и бизнесу. 

«Сейчас подобных проблем нет, и вряд ли мы дойдем до таких рестрикций, учитывая невозможность полной изоляции России и возврата к плановой экономике, - говорит Быков. - Правда, в отдельных случаях наличную валюту будут покупать с рук у тех же валютных вкладчиков. Это может быть интересно мелким предпринимателям, которые, например, начнут привозить в Россию продукцию Apple». 

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28740 от 11 марта 2022

Заголовок в газете: Доллар из-под полы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру