Невероятные приключения параллельного импорта в России

Зачем нашей экономике зависеть от разрешения зарубежных производителей на продажу их товаров

Государственная дума 21 июня приняла в третьем чтении законопроект, легализующий так называемый параллельный импорт товаров, но не всех, а лишь включенных в утверждаемый Минпромторгом перечень. Нет сомнений, что проект быстро получит одобрение Совета Федерации и будет подписан президентом.

Зачем нашей экономике зависеть от разрешения зарубежных производителей на продажу их товаров

тестовый баннер под заглавное изображение

Уверен, еще несколько месяцев назад мало кто слышал про параллельный импорт, и еще меньше людей знали, что это такое. Сегодня же мы постоянно о нем слышим, и многие верят, что в обозримой перспективе благодаря ему к нам вернутся товары, которые многие мировые бренды не хотят теперь продавать россиянам. Союз потребителей России много лет добивался отмены его запрета в нашей стране, так что могу сейчас с чистой совестью говорить и о смысле этих слов, которых вы не встретите ни в одном правовом акте, и о новом законе.

Параллельный импорт — это краткое обозначение ввоза в страну товаров, маркированных признаваемыми в данной стране товарными знаками (брендами), без получения разрешения на это от правообладателя, владельца товарного знака. В нашем Гражданском кодексе есть статья 1487 с названием «Исчерпание исключительного права на товарный знак», которой установлено, что «не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия». Следовательно, если правообладатель не ввез в Россию сам и не давал своего согласия на ввоз сюда продукции, защищенной его товарным знаком, то такой ввоз (параллельный импорт) признается нарушением и должен пресекаться органами власти, а виновные в нем лица должны наказываться. Что же касается ввезенных товаров, согласно статье 1252 ГК РФ они «считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом».

Тут надо отметить, что четвертая часть ГК РФ, где находятся эти статьи, была принята только в 2006 году, а до этого такие вопросы регулировались Федеральным законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и местах происхождения товаров», отмененным после того, как его основные нормы перешли в Гражданский кодекс. В том числе и эта норма, сформулированная иначе, но по смыслу именно такая: у правообладателя есть «право первой ночи» с торговцами страны, где хотят покупать продукцию под его товарным знаком. На языке юристов это называется «национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак», в отличие от международного принципа, согласно которому исключительное право правообладателя исчерпывается в момент, когда его товар был законно ввезен в любую страну мира. А еще есть региональный принцип. Когда исчерпание происходит в момент законного ввоза такого товара на территорию любой страны данного региона, например Европейского союза с его 27 членами.

Не следует думать, что национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак унаследован Российской Федерацией от СССР или был установлен в нашей правовой системе с самого начала. В Советском Союзе была монополия на внешнюю торговлю, легальный импорт товаров осуществлялся исключительно по договорам уполномоченных государством организаций с экспортерами, которые руководствовались своими национальными законами, так что в правовом регулировании этого вопроса вообще не было нужды. В Российской Федерации же в 1992 году был принят упомянутый выше закон «О товарных знаках», которым был установлен международный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, точно так же, как в США, Китае, Японии, Индии, Канаде и многих других странах. Из 15 крупнейших по уровню ВВП экономик мира международный принцип действует везде, кроме четырех стран Евросоюза, где установлен региональный принцип, России, а также Бразилии, где национальный принцип действует только в отношении правообладателей из стран, с которыми не установлены договоры о применении международного принципа.

Международный принцип, допускающий параллельный импорт, очень стимулирует конкуренцию, не позволяя зарубежным правообладателям диктовать российским импортерам и продавцам своей продукции цены и условия продажи, а также послепродажного обслуживания и ремонта, что сдерживает конкуренцию между ними и искусственно ограничивает возможности потребителей выбирать продавцов и сервисы. Именно поэтому обладатели мировых брендов, которых наши власти в начале 2000-х активно призывали размещать свои производства в России, хотя бы конвейерную сборку конечной продукции, ставили условием своих инвестиций в нашей стране отказ от международного принципа. И добились своего: в конце 2002-го такая поправка была внесена в закон «О товарных знаках», а в 2006-м она перекочевала в новую четвертую часть ГК РФ.

В те годы я был депутатом Государственной думы и вместе с коллегами голосовал за эти изменения, увы, не понимая их смысла и последствий. Но вскоре понял, узнав, что зарубежные модели автомобилей у нас продаются дороже, чем во многих других странах, а их владельцы, нуждаясь в ремонте или техобслуживании, теперь вынуждены выбирать между официальными дилерами автоконцернов, где очень дорого, и «гаражными» мастерскими, где в разы дешевле, но у них нет легального доступа ни к разрешенным производителем запчастям, ни к технической документации. И при этом 80 процентов послегарантийных машин обслуживались именно у «народных умельцев». Тогда мы впервые обратились в ФАС с призывом вернуться к прежней норме и узнали, что антимонопольное ведомство тоже этим озабочено и выступает за возвращение к международному принципу. Но ни тогда, ни позднее правительство не прислушалось ни к мнению ведомства, ни к мнению представителей потребителей.

У нас теперь нередко вспоминают поговорку «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Именно так случилось с параллельным импортом — о нем вспомнили, когда под угрозой оказался ввоз в Россию многих товаров, остро необходимых как для конечного потребления, так и для производства другой нужной продукции. И уже 8 марта был принят закон, дающий правительству право в течение 2022 года принимать определенные решения, идущие вразрез с нормами законов, в том числе о перечне «товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». А 29 марта вышло постановление правительства с поручением Минпромторгу утвердить такой перечень по предложениям федеральных органов исполнительной власти с условием законного введения включенных в перечень товаров в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями или с их согласия (предполагается, что это условие исключит законный ввоз в Россию подделок брендов). Такой перечень Минпромторг утвердил приказом от 19 апреля, в нем более полусотни групп товаров, от игрушек до ядерных реакторов, и с 6 мая, когда этот приказ зарегистрировал Минюст, все товары из этого перечня можно законно ввозить на территорию России, приобретя их в любой стране, где они законно продаются.

Зачем же тогда понадобилось правительству вносить, а Думе принимать еще и новый закон о том же самом? Мне, признаюсь, это непонятно, и в пояснительной записке к нему никакого объяснения нет. Возможно, из тех соображений, чтобы норма Гражданского кодекса заменялась не цепочкой «закон — постановление правительства — приказ министерства», а непосредственно нормой закона. Однако в ГК РФ национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак до сих пор не заменен на международный, его действие лишь временно приостановлено до лучших времен возвращения в Россию ушедших брендов. Поэтому, с точки зрения ответственных бизнесменов, серьезно вкладываться в организацию параллельного импорта рискованно: в любой момент он может вновь оказаться под запретом. Думаю, такое опасение существенно снизит эффект от принятых властью решений.

Потребителям же надо понимать, что до тех пор, пока в ГК сохраняется такая норма, производители параллельно импортированных товаров не будут признавать своих гарантийных обязательств и обязанностей обеспечить возможность их ремонта и технического обслуживания. Значит, претензии реально можно будет обращать только к отечественным продавцам и импортерам, которые, будучи не в состоянии отремонтировать, а нередко и заменить некачественный товар, должны будут вернуть потребителю его стоимость. И эти расходы изготовитель некачественных изделий им уже не возместит, как прежде, когда сам был поставщиком, так что придется заложить их в розничные цены, которые, скорее всего, вырастут.

Что же касается государства, не могу понять, как оно может, определяя своей главной задачей защиту суверенитета страны, добровольно сохранять уникальную зависимость экономики и потребителей от разрешения зарубежных производителей товаров, продающихся по всему миру, продавать их еще и в России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28811 от 27 июня 2022

Заголовок в газете: Невероятные приключения параллельного импорта в России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру