Туристический кешбэк с 1 октября достигнет 40 000 рублей

А в среднем по России – 20 000

Михаил Мишустин на совещании в Горно-Алтайске объявил о возвращении туристического кешбэка. Программа, позволяющая россиянам оплачивать гостиницы и туры с 20%-ной скидкой, возобновится с началом «низкого сезона» 1 октября и продлится до новогодних праздников. В этот раз решение  больше актуально не столько для самой отрасли, которая демонстрирует бурные темпы восстановления, сколько для людей. 

А в среднем по России – 20 000
Фото: government.ru

В 2022 году гостиницы и пансионаты в РФ заметно подорожали (по данным Росстата, от 10 до 17% в зависимости от типа размещения), а возможностей отправиться за границу становится все меньше. Страны ЕС предлагают запретить (или серьезно ограничить) въезд россиян из-за продолжающейся спецоперации на Украине

Горный Алтай, раньше привлекавший лишь экстремалов и любителей дикой природы, начал превращаться в туристическую Мекку на волне пандемии коронавируса. А 2022 год в связи с частичным закрытием южного направления из-за боевых действий на Украине обещает стать рекордным.

Те, кто раньше выбирал «море и горы», переориентировались на формат «горы и озера», которыми славится Горный Алтай. Сюда потянулись не только простые труженики, но и привилегированные туристы в лице депутатов, сенаторов и министерских служащих.

В регионе действительно есть несколько высококлассных гостиниц и санаториев, но в целом состояние отрасли оставляет желать лучшего. «Не может туризм развиваться с такими сетями и с такими дорогами! Электричество то и дело отключают, куда не поедешь – везде пробки», – громогласно жаловался губернатору один из «понаехавших» чиновников. Губернатор сочувствовал и соглашался:  действительно, «не может». Но кто же знал? 

Регион оказался банального не готов к наплыву массового туриста: проблемы есть не только с инфраструктурой, но и с сервисом. Зато у местных жителей появилась возможность заработать: комнаты с минимальными удобствами в гостевых  домах разлетаются как горячие пирожки. Цены в кафе и ресторанах «кусаются» даже по московским меркам: обычный овощной салат в Горно-Алтайске  в среднем стоит около  700 руб., второе – 1000 руб. При том, что средняя зарплата не достигает даже 40 тыс. руб, а многие получают 20-25 тыс. «Но мы по кафе не ходим никогда!  Нет таких привычек, да  и возможностей тоже. Поэтому и заведений так мало», – просветила  корреспондента «МК» горничная в гостинице. 

Впрочем, перспективы у двух алтайских регионов (Республики Алтай и соседнего Алтайского края. – «МК») – грандиозные. На импровизированной выставке Михаилу Мишустину наглядно продемонстрировали, как планируется развивать их туристические возможности. 

Обычные гостиницы инвесторы больше строить не хотят. И выбирают проекты со специализацией –  «детокс», «велнес», «эко», «аква» и даже «крио», что предусматривает оздоровление отдыхающих холодом. На смену привычным санаториям, там, где это возможно, придут эманатории. Таких объектов в мире сейчас всего 5 штук. 

Михаил Мишустин всем докладчикам задавал один и тот же вопрос: «Сколько будет стоить номер для простой российской семьи?» – и получал ответы, свидетельствующие о том, что на «простую российскую семью» планы бизнеса пока явно не рассчитаны: 15–20 тыс. руб., причем в большинстве  случаев только с завтраком. И не только на Горном Алтае! Аналогичный  уровень цен озвучили представители всех регионов, участвующие в выставке. 

Отдых «с минимальным оздоровлением» у горы Машук в Ставропольском крае – 25 тыс. руб. на двоих. Ночевка с видом на бухту Золотой Рог во Владивостоке – 20 тыс. руб. Семейный отель в Крыму – 15 тыс. руб. Глава Ростуризма Зарина Догузова проявила удивительную для своей должности наивность, предположив, что это цена за неделю. «В сутки!» – объяснили ей. 

Более человеческие цифры начали звучать, когда Михаил Мишустин подошел к проектам, в которых используются временные конструкции. Вошедший в моду глэмпинг в условиях Горного Алтая успешно трансформировался в «юртинг». Туристы, как рассказали премьеру, размещаются «в юртах со всеми достижениями цивилизации» и «просыпаются на лугу среди пения птиц». Цена вопроса – 6 тыс. руб. на двоих в сутки с ланч-боксом. Загрузка, несмотря на нестандартные условия, большая: 70%. 

Сейчас «юртинг» практикуется только летом. Но в перспективе может стать всесезонным: владельцы  изучают технологии, которые позволят использовать юрты так, как ими пользовались  кочевники, те в течение всего года. 

«Приезжайте к нам! Я вас вдохновлю так же, как сама вдохновлена», – заявила Мишустину хозяйка. Однако премьер, как выяснилось, возможностями глэмпинга «вдохновлен» уже достаточно. «Это одно из самых перспективных направлений в туризме», – подчеркнул он, отметив, что модульные конструкции не только быстро возводятся, но и не наносят вреда природе, что важно для таких уникальных мест, как Горный Алтай. Популяризировать глэмпинг, по его мнению, надо прежде всего среди молодежи. А чтобы отдых был более доступным, нужно разработать механизм, который позволит  юным туристам оплачивать  часть  услуг с помощью  «Пушкинской карты». 

К таким услугам, сказал премьер, можно было бы отнести  выставки, кинопоказы под открытым небом или экскурсии, организуемые  глэпмингами. (Напомним, что Пушкинская карта доступна всем  россиянам в возрасте от 14 до 22 лет. Ее номинал в 2022 году составляет 5 тыс. руб.)

Для всех туристов, вне зависимости от возраста, снизить затраты на отдых позволит возобновление программы туристического кэшбека. Об этом Мишустин объявил на совещании после осмотра выставки. Осенний этап скидок  распространяется на поездки в период с 1 октября по 25 декабря. А для речных круизов – с начала сентября и до конца навигации. 

Продажи туров и бронирование гостиниц с 20% кэшбеком  по картам национальной платежной системы начнутся 25 августа. Туристы смогут  вернуть максимум 20 тыс. руб., а те, кто выберет путешествие на Дальний Восток, – 40 тыс. руб., так как туры туда по понятным причинам более дорогие. По словам Михаила Мишустина, программа кэшбека, впервые запущенная в 2020 году, пользуется большой популярностью у россиян. За первые два года ей воспользовались 4 млн человек, в 2022 году (кэшбек действовал на поездки с 18 января до конца апреля. – «МК») скидки получили 2,5 млн человек. В осенне-зимний период, по оценкам чиновников, спрос будет меньше: предполагается, что  кэшбеком воспользуются 600 тыс. человек.  

Мишустин отметил, что туристическая отрасль демонстрирует один из лучших показателей по темпам восстановления после пандемии коронавируса. Внутренний турпоток еще в прошлом году вернулся почти на доковидный уровень. А в этом году может его превысить.

По словам Догузовой, в стране уже отдохнули 34 млн человек – больше, чем за аналогичный период как прошлого, так и 2019 года. При этом оборот туристической отрасли на 1 трлн выше, чем два года назад. А количество рабочих мест вернулось на отметку 2,3 млн человек.

По словам премьера, правительство рассчитывает на дальнейшее развитие инфраструктуры гостеприимства – в том числе с учетом нынешней «геополитической ситуации». Для бизнеса уже разработаны различные варианты господдержки и стимулы для инвестиций, которые будут носить долгосрочный характер. 

Мишустин призвал инвесторов создавать условия для туристов, «доступные по цене», чтобы, выбирая между отдыхом за границей и на родине, россияне «голосовали рублем» за родную страну. С учетом озвученных участниками выставки расценок (см выше) – призыв более чем актуальный. Вот только создается впечатление, что «геополитической ситуацией» бизнес намерен воспользоваться в собственных интересах, и в отсутствие конкуренции цены на отдых в России будут только расти. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру