Параллельный импорт обрастает новыми проблемами: что не радует россиян

Эксперт рассказал, чем отличается новомодный бизнес от схем Малой Арнаутской

Россия, хоть и взяла курс на полное импортозамещение, пока гордится тем, что заграничные товары у нас из оборота не исчезают. Более того, от месяца к месяцу их завозится все больше — несмотря на санкции. Правда, в свете антироссийских санкций эта продукция к нам поступает по параллельной схеме — в обход правообладателя товарного знака.

Эксперт рассказал, чем отличается новомодный бизнес от схем Малой Арнаутской

Что, в общем, и не радует россиян. Ведь получается, что, делая дорогостоящую покупку как бы «фирменного товара», на самом деле мы покупаем кота в мешке. Что делать, если агрегат не работает, кому предъявлять рекламации? И хотя российские таможенники бдительности не теряют, борются как могут с контрафактом, он какими-то окольными путями поступает в розничную сеть. Да плюс еще торговля зачастую накручивает цены на эту псевдофирму — вроде как за логистические сложности.

По словам первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России Руслана Давыдова, в месяц объем параллельного импорта увеличивается примерно на 12% и уже достиг 12,6 миллиарда долларов.

Всего завезено 1,6 миллиона разных товаров. В основном это электроника, бытовая техника, ширпотреб и парфюмерия. Доставка идет по особой логистике — через Дальний Восток и южную границу. Западная пока тоже не на замке, через нее в Россию поступают в основном лекарства и совсем мизерные объемы продовольствия — что-то эксклюзивное. Поток грузов в сравнении с началом года здесь сильно сократился: в день 600 грузовиков вместо прежних 3000. 

В марте 2022 года, когда было принято решение о легализации параллельного импорта, многие эксперты выражали опасение, что нас захлестнет волна контрафакта. На товар сомнительного происхождения будут просто лепить брендовую наклейку известной компании, а потом с такой покупкой ни в одну гарантийную мастерскую не пойдешь. Импорт-то не настоящий!

Однако, по словам Руслана Давыдова, таможенники не дремали и за этот период — семь месяцев — выявили порядка 7 миллионов единиц контрафакта. Для сравнения, за весь 2020 год было 8 миллионов, а в минувшем — 6,5 миллиона.

Как считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, параллельный импорт охватывает в основном непродовольственные товары: авто, электронику, лекарства, бытовой ширпотреб в виде одежды и обуви. За первое полугодие нынешнего года розничный товарооборот по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 17%. Хотя в 2021 году он тоже был не очень большой — из-за пандемии коронавируса. «Люди экономят на товарах длительного пользования, все тратят на еду», — говорит эксперт. Что касается роста объема ввозимых по параллельному импорту товаров, то, по его мнению, это существенный рост: «В общем объеме непродовольственных товаров примерно 15–20%».

— Покупая заграничный товар, мы сейчас не понимаем, по каким каналам он поступил — по официальным или параллельным. Какие-то отличительные значки должны быть?

— Законом они не предусмотрены. Нам, собственно, иметь такую информацию и не обязательно. Перед нами продавец, который несет ответственность за товар.

— Значит, в случае непригодности товара его можно поменять?

— Закон по технически сложным изделиям в таких случаях предусматривает только возврат денег. И только после того, как гарантийная мастерская не смогла его отремонтировать в течение 45 дней или если недостаток выявлен неоднократно. Мы давно предлагаем поменять закон, упростить его. Обязать продавца сразу возвращать деньги при выявлении недостатка.

— В сервисный центр, допустим, «параллельный» видеомагнитофон тоже не отнесешь? Это же не пойми что...

— Пойми что! Параллельным импортом занимаются дочерние компании правообладателя торгового бренда. Это не Малая Арнаутская и не Марьина Роща. У нас он официально существовал до 2002 года. Потом мы его запретили и начали с ним бороться, называть контрафактом. Теперь вот приходится расхлебывать эту кашу. Гарантийный ремонт бесплатный для потребителя, но не для компании-производителя или импортера, ввезшего в страну товар. В зависимости от того, с кем заключен контракт. Сейчас такие договора «полетели»,  хотя запчасти — в меньших объемах — поступают. Но они не обеспечивают потребности параллельного импорта. Производитель на себя брать ответственность за бракованное изделие не будет. И импортер, думаю, тоже.

— Наверное, пора выстраивать необходимую инфраструктуру таких взаимоотношений?

— Но она вряд ли будет реанимирована. Заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров недавно заявил, что параллельный импорт — временное явление, не навсегда. Кто будет по-серьезному вкладываться в этот бизнес, зная, что через год или два его отменят и с ним опять начнут бороться? 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28897 от 25 октября 2022

Заголовок в газете: Параллельные не сходятся

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру