Монголия усомнилась в сроках начала строительства газопровода “Сила Сибири-2»

Новый газопровод из России в Китай увяз в степях

Строительство дополнительной российско-китайской газовой ветки «Сила Сибири - 2» рискует натолкнуться на неожиданные препятствия. Как сообщает Financial Times, ссылаясь на премьер-министра Монголии Лувсаннамсрайна Оюун-Эрдэнэ, Москва и Пекин до сих пор не договорились о разделении финансовых прибылей, которые получит каждая из сторон в случае реализации проекта. Разногласия способны сдвинуть старт создания маршрута на неопределенный срок.

Новый газопровод из России в Китай увяз в степях

Причинами задержки начала строительства «Силы Сибири - 2» являются мировые цены на газ, которые за последние два года как взлетали до рекордных значений, так и падали до минимальных отметок. Пики котировок чуть ли не в $4000 за тысячу кубометров были зафиксированы в 2022 году, когда большинство стран Европы решили отказаться от импорта российского «голубого топлива». Сейчас тысяча кубов на европейском рынке стоит относительно дешево — немногим более $320. По словам главы монгольского правительства, скачки цен на энергоресурсы осложнили переговоры Москвы и Пекина. «Сторонам нужно время для детальных исследований — проведения расчетов и работы над экономическими выгодами», — полагает Оюун-Эрдэнэ, подчеркнув, что после устранения противоречий Улан-Батор присоединиться к реализации строительства трубопровода.

Напомним, что идея строительства газового маршрута «Сила Сибири - 2» возникла в середине 2010-х годов, когда Россия и Китай приступили к созданию первой аналогичной экспортной трассы. Пекин заявил об интересе к расширению поставок углеводородов из нашей страны в будущие 10-15 лет. Мощность дополнительной трубы отвечала потребностям китайской экономики, поэтому были достигнуты предварительные соглашения об укладке еще одной энергетической линии. Пропускная мощность этого газопровода обещает составить 50 млрд кубометров в год, что более чем вдвое увеличит поставки российского «голубого топлива» на азиатский рынок (поставки по «Силе Сибири - 1» в 2023 году выросли почти до 23 млрд кубов, при этом возможность первого экспортного канала должна в 2025 году увеличиться до 38 млрд).

Протяженность второй ветки может превысить 3,5 тыс. км, из которых большая часть будет проходить по территории России. Улан-Батор не зря уделяет повышенное внимание срокам начала и завершения строительства. В ходе разработки технических условий укладки трубы Монголия была выбрана в качестве промежуточной и более выгодной трассы: по землям этого государства должно пройти не менее 950 км магистрали, что что позволяет сэкономить участникам проекта — «Газпрому» и китайской CNPS — несколько миллиардов долларов. Предполагалось, что строительство маршрута начнется в 2024-м году и завершится в конце 2029 года. Как на днях сообщил вице-премьер РФ Александр Новак, уже выполнен технико-экономический анализ проекта, в ходе которого определена ресурсная база и предварительные параметры. Он подчеркнул, что сроки строительства газопровода и основные экономические показатели станут окончательно понятны после подписания соглашений с китайскими партнерами.

Отраслевые эксперты поделились с «МК» своими взглядами на ситуацию, сложившуюся вокруг нового экспортного газового маршрута из России в Китай.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Сейчас обсуждается вопрос инвестиций в строительство инфраструктуры. Если проще — Китай и Россия пытаются договориться, кто до какой отметки будет тянуть свою часть трубы. Интересы монгольской стороны вполне очевидны: во-первых, Улан-Батор будет получать плату за транзит углеводородов по своей территории, которая может ежегодно составлять $1-2 млрд; во-вторых, появится новая удобная для всех участников проекта инфраструктура; в-третьих, Монголия может выбить себе особые условия поставок и получать газ несколько дешевле. Москва и Пекин рассчитывают, что «Сила Сибири - 2» будет построена до 2030 года. Такой срок приемлем для китайской промышленности, которая наращивает производственные мощности. Россия рассчитывает за счет дополнительного трубопровода отыграть издержки от потери «Северного потока». Соблюдение графика строительства выгодно всем сторонам. Полагаю, в течение 2024 года все организационные моменты будут согласованы, и в конце этого, либо в начале 2025 года строительство может начаться».

Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global:

«Как сообщалось в декабре 2023 года, переговоры между Россией и Китаем затягивались на фоне обсуждения финансовой части соглашения. В частности, Китай хочет, чтобы Россия взяла на себя все расходы по строительству «Силы Сибири - 2». Именно этот вопрос вынуждает откладывать начало строительства и требует дополнительных обсуждений. Также вероятно обсуждение дисконта при заключении долгосрочных контрактов на поставку сырья. Россия заинтересована как можно скорее построить газопровод, чтобы перенаправить все выпавшие объемы экспорта топлива с Запада на Восток. Поэтому считаю, что Москва может пойти на финансовые уступки Пекину и ускорить процесс».

Артем Тузов, директор департамента корпоративных финансов «ИВА Партнерс»:

«Financial Times не является надежным источником данных о переговорах как между России и Китаем, так и об участии в этом диалоге Монголии. Сама Монголия, как транзитная страна, также, скорее всего, не обладает всей полнотой информации процесса согласования условий сделки. Возможным предметом разногласий может являться конечная стоимость энергоносителей: Китай, судя по всему, требует существенную скидку на углеводороды, пользуясь тем, что является одним из основных клиентов «Газпрома». Это часть коммерческих переговоров, которая всегда сопровождает крупные соглашения. Ни Китай, ни Россия не хотят повторения ситуации с непрогнозируемым ростом цен на газ, который произошел в ЕС в 2022 году.

В свою очередь, Монголия заинтересована быть надежным соседом и России, и Китая. Кроме того, Улан-Батор надеется на постоянные доходы от транзитных платежей. Монголия не обладает финансовыми ресурсами и инженерными компетенциями для создания своей части газопровода. Осуществлять строительство будут специалисты России и Китая. Стоит надеяться, что сроки реализации проекта останутся неизменными: полученные в январе прогнозы еще не говорят о значительных сдвигах или переносах временных рамок начала строительства».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру