Монетарная политика в условиях инфляционного вызова
Одной из центральных тем 2025 года стала жесткая процентная политика Центробанка России, направленная на обуздание инфляции, превышавшей уровень 10%. Ключевая ставка, установленная в начале года на уровне 21%, большую часть года сохранялась в высоких двузначных значениях. Причиной тому стал устойчивый внутренний спрос и острый дефицит рабочей силы на рынке труда. Даже когда к последнему кварталу 2025 года годовая инфляция прогнозировалась на уровне 6,5–7%, руководство Банка России во главе с Эльвирой Набиуллиной давало понять, что на преждевременное смягчение денежно-кредитной политики рассчитывать не стоит. Таким образом, подавление инфляционных процессов оставалось и остается ключевым приоритетом, даже ценой замедления экономической активности.
Бюджетные ограничения и контуры новой модели
Прогнозы как российского экономического руководства, так и международных организаций на 2026 год сходятся в том, что сложный период продолжится. Правительство в своих среднесрочных бюджетных оценках ожидает рост экономики не более чем на 1%. При этом аналитики предупреждают, что нынешнее замедление — это не временная конъюнктурная ситуация, а скорее вступление в фазу структурной стагнации. На бюджетные доходы продолжают оказывать давление такие факторы, как волатильность цен на нефть и сокращение экспорта природного газа из-за санкций. Дополнительным вызовом для доходов от экспорта стало укрепление рубля более чем на 30% по отношению к доллару в прошлом году. В условиях сохраняющейся высокой доли оборонных расходов в 2026 году прогнозируется дефицит бюджета на уровне 1,6% ВВП, а отношение государственного долга к ВВП может несколько увеличиться. Российская экономика завершила 2025 год в параметрах, близких к модели так называемой военной экономики, и нынешний год станет проверкой устойчивости этой модели к длительным ограничениям.
Технологический суверенитет как ответ на вызовы
Несмотря на признаки охлаждения, власти объявили 2025 и 2026 годы периодами технологического суверенитета, внедряя различные пакеты стимулирующих мер. Отечественные предприниматели, заполнившие ниши, оставленные ушедшими западными компаниями, демонстрируют рекордные показатели в таких отраслях, как пищевая и текстильная промышленность, а также в сфере услуг. Низкопроцентные инвестиционные кредиты и налоговые льготы для стратегических секторов вопреки общей стагнационной тенденции привели к наращиванию мощностей в промышленном производстве. Значительная реструктуризация логистических маршрутов во внешней торговле привела к тому, что к концу 2025 года объемы торговли с Китаем, Индией и странами Ближнего Востока достигли исторических максимумов. Крупные инфраструктурные проекты в рамках транспортного коридора «Север – Юг» и Северного морского пути позволяют России транспортировать энергоносители, сельхозпродукцию и сырье на новые рынки. Острый дефицит кадров, вызванный рекордно низкой безработицей, вынуждает компании активнее инвестировать в автоматизацию и искусственный интеллект, что в перспективе второй половины 2026 года, как ожидают эксперты, может привести к снижению инфляции издержек благодаря росту производительности и цифровизации.
Опора на внутренний рынок и сельское хозяйство
Важную роль в поддержании стабильности продолжает играть сельское хозяйство, ставшее локомотивом роста неэнергетических доходов. Высокие показатели урожая 2025 года и увеличение доли России на мировом рынке пшеницы, а также выход на новые рынки, включая производство халяльной продукции, способствуют развитию этого перспективного сектора и сельских территорий. Правительство, со своей стороны, рассчитывает предотвратить резкое падение потребительской активности за счет программ социальной помощи, которые реализуются без существенного ущерба для бюджетной дисциплины. Повышение минимальной заработной платы сверх уровня инфляции, а также увеличение в текущем году размера государственной поддержки семьям с детьми призваны поддержать жизнеспособность внутреннего рынка. Таким образом, хотя текущий год и ставит перед российской экономикой серьезные испытания на фоне структурных ограничений и санкционного давления, власти делают ставку на комплекс мер, направленных на технологическую трансформацию, развитие несырьевого экспорта и поддержку внутреннего спроса.
«Идиотизм»: Дитер Болен раскритиковал политику Германии в отношении России
NZZ: доллар в 2025 году подешевел к крупнейшим мировым валютам
Что хочу, то и ворочу: Трамп рассказал, чем он руководствуется во внешней политике
Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — подписывайтесь на «МК» в MAX