“Новый” русский разорит Россию-2

Саммит АТЭС готовят по рецепту “потемкинской деревни”

(Окончание, начало в номере за 17 декабря)

Первая часть статьи закончилась на том, что саммит АТЭС-2012, который решено провести на острове Русский близ Владивостока, должен дать толчок развитию всего Дальневосточного региона. В первую очередь инновационному. Насколько оправданны эти ожидания?

За двумя, за зайцами…

Было бы несправедливо упрекать авторов проекта саммита, что вся эта гигантская по масштабам стройка на острове Русский затеяна лишь для того, чтобы там пару дней потусовались три десятка делегаций. Если бы это было так, они бы никогда не отказались от строительства 30 VIP-коттеджей для руководителей правительственных делегаций. А они пусть и с болью в сердце, но урезали проект в этой части. Теперь в построенных в будущем гостиницах будет всего-навсего 30 президентских апартаментов. В которых после саммита, наверное, поселят для постоянного проживания наиболее авторитетных ученых и профессоров.

И нечего смеяться над безудержными фантазиями автора. Их у меня не больше, чем у авторов проекта, по которому большая часть объектов саммита несет двойное назначение. Ведь на острове Русский разместится новый научный центр. В него, кроме третьего в России Федерального университета — Дальневосточного (ДВФУ), войдут еще семь академических институтов Дальневосточного отделения Российской Академии наук. Во всяком случае, такие планы озвучиваются последние год-полтора. А кампус (жилой городок университета) станет самым большим в мире университетским городком. И будет рассчитан на 50 тысяч мест. Первая очередь строительства комплекса университета рассчитана на 500 тысяч квадратных метров (значительная часть из них — объекты саммита), вторая начнется после саммита и продлится до 2020 года. В ходе реализации второй очереди планируется возвести еще 1,2 млн. кв. метров зданий.

Для справки: в главном вузе страны, Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, сейчас обучается около 40 тысяч студентов.

От громадья планов опять бегут мурашки по коже. 50 тысяч студентов — это ж сила. И все на острове. Откуда до города можно будет добраться только по мосту.

Правда, не совсем понятно — откуда возьмутся искомые 50 тысяч студентов. Если сейчас ежегодно из региона на Большую землю мигрирует не менее 15 тысяч человек, а количество выпускников средних школ в крае неуклонно сокращается. В 2000 году в Приморье было 19 300 выпускников, в 2010-м их количество снизится до 13 100 человек. Кстати, во Владивостоке сейчас уже более полутора десятков вузов. И некоторые из них, как, например, Дальрыбвтуз, могут составить конкуренцию Дальневосточному госуниверситету и по количеству студентов, и по научной работе, и по остальным параметрам. При нынешнем состоянии дел для того, чтобы заполнить кампус в 2020 году, надо будет поселить в нем всех студентов-дальневосточников. Включая вечерников и заочников.

Отстаивая свое видение будущего ДФУ, российские чиновники на местах и в федеральном центре, похоже, делают ставку на иностранных студентов. В радиусе 1000 километров от Владивостока проживает свыше 320 миллионов человек. Но думать, что основную массу студентов составят учащиеся из Южной Кореи, КНР, Китая и прочих государств, наверное, излишне оптимистично.

Ведь проблемы будущего университета с количества студентов только начинаются, но ими не заканчиваются. В Конгресс-центре саммита разместится гуманитарный корпус ДФУ. А поскольку именно тут Президент РФ во время саммита будет принимать иностранных гостей, этот объект будут делать на высшем уровне. В пресс-центре саммита позднее разместится корпус естественно-научных факультетов вуза. Местные зодчие только попросили проектировщиков учесть, что “университетский комплекс расположен в том месте, где в холодное время года дуют северные ветры, а следовательно, необходимо учесть этот фактор при проектировании”.

“Северные ветры” — это, поверьте, мягко сказано. На острове Русский зимой значительный период времени отрицательные температуры держатся на уровне -31 градус. Скорость ветра может достигать 72 метров в секунду, а сейсмическая нагрузка, как подсчитали ученые, может доходить до 8,1 балла. А еще в районе очень высока вероятность цунами.

И каким запасом прочности должен обладать злосчастный мост с острова Русский во Владивосток, чтобы не рухнуть в результате природных стихий? И кто из здравомыслящих людей рванет учиться в такие условия? Ведь саммит АТЭС пройдет в самый благоприятный по погодным условиям сезон года, а учиться студенты должны во все остальные.

Оптимистичные прогнозы кажутся еще более оторванными от реальности, если учесть, что учиться бедным гуманитариям предстоит в здании с такой крышей, которая, по замыслу проектировщиков, наверное, является оптимальной в условиях ураганных ветров.

За туманом и за запахом тайги

Это в песне “сказал кочегар кочегару”, что “он вахту не в силах стоять”. Из-за того, что дышать ему стало уже нечем. В нынешнем Владивостоке, который готовится принять саммит АТЭС, экологическая обстановка, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И спеть песню кочегара готовы уже все хором.

Не секрет, что для современного, цивилизованного и социально ответственного бизнеса вопросы экологического состояния региона стоят чуть ли не на первом месте. Увы, Приморью, особенно в сравнении со своими соседями, похвастать тут пока нечем. В 2002 году самый чистый город края — Уссурийск — оказался в списке 35 самых грязных городов России. Об остальных центрах цивилизации, в том числе и о самом Владивостоке, пожалуй, лучше умолчать.

— В Приморском краевом в онкологическом диспансере состояли на учете 21 945 человек, что составило 1% населения края. Лидирующими были рак легкого — 15,4% (по России в среднем — 14,1%), новообразования кожи — 14,1% (по РФ — 10,7%). Причем по новообразованиям кожи прирост заболеваний составил почти 100%.

Если вы когда-нибудь в ближайшие годы окажетесь во Владивостоке, попросите кого-нибудь свозить вас в бухту Горностай. Отнюдь не на рыбалку — на экскурсию на главную городскую свалку. Желательно ночью. Днем свалку увидеть весьма затруднительно по причине сплошной пелены дыма. Зато ночью — это зрелище, которое своими многочисленными очагами, похожими на действующие вулканы, заставит поверить в существование ада. Как принято официально называть такие объекты — полигон ТБО (твердых бытовых отходов). В первый раз полигон на Горностае закрыли в 1967 году. С тех пор ее закрывали неоднократно. Одно из последних официальных закрытий состоялось в 2002 году. А буквально на днях, уже после поездки на саммит АТЭС в Лиму (Перу), губернатор Приморья Сергей Дарькин объявил: “В рамках подготовки к АТЭС 2012 года мы должны рекультивировать полигон твердых бытовых отходов, известный как Горностаевская свалка, и построить новый”. Дым от свалки на Гонрностае виден даже из космоса. И это не художественное преувеличение.

Мечтать о том, что иностранные бизнесмены будут организовывать свой бизнес в таком чудном регионе, конечно, можно. Но вот рассчитывать на приход серьезных инвестиций вряд ли стоит.

Так что второй потенциальный путь для развития региона после саммита — туризм — тоже ставится под сомнение. И дело здесь не только в экологии, но и в неразвитости структуры. В городе дефицит гостиниц, туристических маршрутов, а крайняя неразвитость транспортной инфраструктуры с многочасовыми пробками ставит возможность тех же экскурсий под сомнение.

Наверное, не случайно, что в результате Приморье теряет иностранных туристов, как говорится, не по дням, а по часам.

Кому он нужен, этот саммит?

Меньше всего я хочу, чтобы кто-либо из читателей “МК” подумал, будто я против саммита АТЭС во Владивостоке. Скажу честно, я — за. И даже не против того, чтобы на него тратились такие гигантские средства. Хотя, с другой стороны, в 2009 году в Екатеринбурге, например, пройдет саммит стран — участников ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), и бюджет на проведение этого мероприятия несопоставим с той вакханалией, которая сейчас разворачивается по поводу АТЭС.

Разве можно быть против проведения саммита такой организации?

Ни в коем случае. При одном-единственном условии. Деньги, выделенные государством, деньги налогоплательщиков должны пойти действительно на развитие региона. На строительство или техническое переоснащение порта. На строительство дорожных развязок, на возведение новых современных отелей, в которых гостям города будет удобно и жить, и работать. А то ведь сейчас весь гостиничный фонд Владивостока (подчеркиваю, не острова Русский, с которого в город надо будет еще добраться) состоит из 39 отелей с общим фондом в 4400 номеров. Гостиницы острова Русский, которые станут студенческими общежитиями, проблемы этой части городской инфраструктуры не решат.

На речи проектировщиков, осваивающих гигантские заказы по подготовке к саммиту, ориентироваться не стоит. Ведь у них, по их собственному признанию, объем только проектных работ по Владивостоку превышает миллиард рублей. А есть еще ряд объектов, где стоимость их услуг свыше миллиарда. В частности, один из них — строительство эстакады через Амурский залив с полуострова Де Фриз. Его длина составит свыше 4 км. И сколько денег она вымоет из федеральной казны, сейчас вообще никто не скажет.

Я — за саммит АТЭС, если Владивосток станет “воротами” в обеспечении трансконтинентальных связей Европы и государств АТР. Если в портах Дальнего Востока возникнут мощные транспортные узлы, Транссиб и БАМ станут транспортными коридорами. Если деньги, потраченные на его подготовку, будут способствовать развитию региона, а не строительству очередного коттеджного поселка для местных и федеральных олигархов, которые в очередной раз станут решать свои проблемы за счет страны.

В ноябре в столице Перу Лиме прошел очередной саммит АТЭС. Провели его очень скромно, с учетом разбушевавшегося кризиса. В городе нашлось только одно здание, пригодное для проведения общих заседаний, — главный штаб Сухопутных войск. Саммит выработал очень важные решения. И размах представительских расходов на его эффективность никак не повлиял.

По возвращении из Перу один из членов российской делегации заметил, что саммит был “очень скромным”. И выразил надежду, что у нас все должно быть с точностью до наоборот. И что мы должны показать всем, что можем.

Вот это и тревожит. Ведь у нас, кроме АТЭС, есть еще и Сочи-2014, и КАД в Санкт-Петербурге, и Четвертое кольцо в Москве. И, не дай бог, тоннель из Чукотки на Аляску. Между тем объем золотовалютных резервов России с августа по конец ноября 2009-го сократился с 590 млрд. долларов до 435 млрд. Может, хватит транжирить?

Кстати, 10 млрд. долларов, которые, по самым грубым прикидкам, пойдут на подготовку саммита АТЭС — это стоимость как минимум 250 самых крупных судов рыболовного флота.

СПРАВКА "МК"

В 2005 году Приморский край посетило 125 тысяч иностранных туристов, в 2006-м — уже 100 тысяч. В прошлом году зарегистрирован очередной минимум. Антирекорд 2007-го — менее 70 тысяч туристов из-за границы. По оценкам экспертов, по результатам 2008 года количество иностранных туристов в крае составит около 40 тысяч человек. Большую часть туристов в Приморском крае составляют граждане КНР. Но и их число постоянно падает. В 2006-м году край посетили 74,5 тысячи китайцев. В следующем году — уже не более 50 тысяч. Как подсчитали те же эксперты, за последние 4 года количество гостей из КНР сократилось в 3,5 раза.

Владивосток—Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру