Бизнес-модель для продвинутых

Плюсы и минусы аутсорсинга

24.05.2009 в 17:30, просмотров: 1162
В условиях спада экономики многие владельцы малых предприятий ломают голову над тем, как сэкономить. И тут весьма кстати может пригодиться аутсорсинг — эффективный способ избежать издержек.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing — внешний источник) — передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.  

На днях позвонил программист-приятель из Калифорнии и поделился своим горем: его выставили на улицу. Ради экономии средств работодатели закрыли бизнес в США и отдали его на аутсорсинг в Индию. Сегодня в условиях кризиса так поступают многие американские крупные и мелкие компании. “Убирайся с рынка или используй аутсорсинг”, — мрачно шутят за океаном бизнесмены.  

В России аутсорсинг пока только набирает обороты. Но кризис явно подстегнул к нему интерес московских малых предпринимателей. Как и на Западе, локомотивом аутсорсинга выступает сфера информационных технологий. В столице под этим чаще всего понимают абонентское обслуживание компьютеров и компьютерной техники. Частенько владельцы небольших компаний часто отдают на аутсорсинг бухгалтерский учет и расчет налогов. В Москве нередко одно юрлицо ведет расчет заработной платы сотрудников пяти-шести компаний. Формы сотрудничества весьма разнообразны: начиная от формирования “нулевой отчетности” и до регулярного сотрудничества на ежедневной основе.  

Крупные компании, экономя на расходах, с удовольствием привлекают небольшие фирмы для организации питания сотрудников или уборки помещений. Аутсорсинг позволяет компании-заказчику сократить издержки и сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные. Еще один динамично развивающийся вид услуги — аутсорсинг обработки телефонных вызовов. Профессиональный сall-центр обладает многими преимуществами (современное оборудование, штат сотрудников-профессионалов, развитую IT-структуру).  

По мнению экспертов, развитию аутсорсинга в РФ мешают в первую очередь психологические причины — немногие готовы отдать часть своего бизнеса в чужие руки. Аутсорсинг часто критикуют за потерю рабочих мест. Представители профсоюзов на Западе любят повторять, что аутсорсинг заставляет страны “соревноваться” в ухудшении условий труда для своих граждан, так как страна с дешевой и незащищенной рабочей силой привлекает больше аутсорсинг-контрактов. При аутсорсинге более уязвимы трудовые права работников, поскольку между прямым работодателем и работником отсутствует трудовой договор, а значит, и любые трудовые гарантии.  

Но, несмотря на критику, будущее аутсорсинга выглядит весьма привлекательно. По прогнозам Британского центра социальных исследований, через 10—12 лет почти весь малый бизнес будет построен на модели аутсорсинга. Таким образом, сотрудники компаний смогут работать по своим специальностям сразу в нескольких компаниях.  

По мнению экспертов, понятие “рабочий день” для основной массы сотрудников уйдет в прошлое, так как сотрудники будут лишь иметь некие временные рамки для выполнения проектов. Ученые пришли к выводу, что уже к 2020 году все офисные работы малого бизнеса будут выполняться через интернет, а вся документация и программное обеспечение для бизнеса — храниться на сервере, размещенном в дата-центре провайдера.