Накануне Дня российского предпринимателя Торгово-промышленная палата РФ провела мониторинг положения малого бизнеса в стране. Большинство опрошенных оценили свое состояние как среднее, таких оказалось 59%, и 33% считают его плохим и даже очень плохим. Однако в некоторых отраслях ситуация намного хуже. Например, в строительном комплексе 85% компаний намерены сокращать производство. Среди других наиболее пострадавших секторов — научные исследования, дорожное хозяйство. И только 46% предприятий работают, не обращая внимания на удары кризиса. Но при этом лишь 35% предприятий имеют антикризисные программы и еще 57% их разрабатывают или имеют подобные намерения. Основными антикризисными мерами являются повышение качества продукции и снижение издержек. А это чаще всего выливается в сокращение персонала. В этих условиях поддержка малого бизнеса со стороны государства приобретает дополнительное значение. И Москва в этом плане является флагманом такой политики.
Главная проблема — снижение покупательского спроса. Частично решает этот вопрос ФЗ 94 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, согласно которому 20% государственного заказа должно размещаться только среди субъектов малого бизнеса. Как сообщил на IX Всероссийской конференции “Малый и средний бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях”, прошедшей в Торгово-промышленной палате РФ, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев, в столице сегодня до 20% городского заказа отдается этому сектору. Было дано поручение всем городским заказчикам скорректировать свои графики торгов с учетом данного обстоятельства. В итоге малый бизнес получает возможность освоить до 100 млрд. руб. В первую очередь в таких сферах, как ЖКХ, поставка товаров и услуг.
В Москве организована одна из первых федеральных площадок с целью проведения торгов в электронной форме. И первые такие торги уже проведены на днях. “Об эффективности этой формы говорит такой пример: лот на поставку постельных принадлежностей в детские интернаты достался на аукционе предприятию из Ивановской области, которое предложило цену на 70% меньше первоначально заявленной.”, — сообщил министр.
Следующая, не менее острая проблема связана с недоступностью банковских кредитов, высокой их стоимостью. Для смягчения положения в столице действует региональная программа компенсации процентных ставок, в том числе на основе софинансирования с федеральным бюджетом. Но целиком вопрос далек от решения, говорит министр Вышегородцев. Хотя Фонд содействия кредитованию малого бизнеса дает поручительства в размере 50—70% от суммы кредита, банки требуют дополнительно 100% залога. И при этом процентная ставка превышает 20% при ставке рефинансирования ЦБ в 12%. Требование же Правительства РФ о том, что те банки, которые получили господдержку, должны выдавать более дешевые ссуды, повсеместно не выполняется. В Фонд содействия кредитованию малого бизнеса предприниматели приходят не только за компенсацией затрат, связанных с получением кредита, но и за компенсацией затрат по поручительству. И 90% этих расходов малому предприятию погашаются. Если кредит выдан предприятию на 3 года или больше, то оно получает компенсацию в размере 75% от ставки рефинансирования ЦБ, если от 2 до 3 лет — 50%, от 1 до 2 лет — 30%.
Однако очередей из малых предприятий за компенсацией сегодня не наблюдается. А все потому, что нечего компенсировать, получить кредит малому бизнесу в банке сегодня очень сложно. И хотя в Москве их огромное количество, только 23 кредитные организации непосредственно работают с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса. Но это не позволяет кардинально решить ситуацию.
Помимо этого в Москве действует сеть микрофинансовых агентств из 9 офисов, которые выдают кредиты по упрощенной схеме, до 350 тыс. руб. можно получить без залога и поручительства. Однако и тут та же самая проблема, ставка банка-партнера этих агентств дорогая, что делает сами микрозаймы также дорогими. “План по ним в мае выполняется всего на 16%! И это становится сильным тормозом для индивидуальных предпринимателей”, — заявил министр.
Федеральный закон позволяет малым предприятиям приобретать используемое ими имущество. Москва пошла по пути формирования перечня имущества, которое можно выкупать. Другое направление — сдача площадей в аренду по льготным ценам малому бизнесу. Установлена ставка — 1 кв. м за 1 тыс. руб. Цена этого вопроса для городского бюджета — 5,4 млрд. руб. недополученных доходов. Но зато такая мера позволила 18 тыс. арендаторам немало сэкономить по этой статье.
Следует особо отметить, что кризис серьезно повлиял на столичный рынок сдаваемых в аренду помещений. В городе сегодня большое количество предлагаемых в лизинг площадей. Хотя в перспективе их дефицит сохранится. И город не отказывается от реализации программы строительства новых бизнес-центров. Даже в кризисном 2009-м будет открыт технопарк “Нагатино-ЗИЛ”, бизнес-инкубатор в Зеленограде. А всего в столице работают 29 технопарков и 2 бизнес-инкубатора. Но, как полагает Михаил Вышегородцев, этого недостаточно. И нужно строить еще, в том числе и способом софинансирования с частным бизнесом. Бизнес готов предлагать помещения. Но у него не хватает средств для их оснащения современным оборудованием.
Сегодня Москва реализует шестую по счету и разрабатывает седьмую программу поддержки малого бизнеса. И одна из основных задач этих документов — развитие в городе инновационного малого бизнеса. На эти цели выделяются субсидии. Пока максимальная сумма — 5 млн. руб. Эти средства предоставляются под хорошо проработанные бизнес-планы, чаще всего на цели создания опытного образца, вывода продукции за рубеж.
Еще одна программа — это start up. Для начинающего малого бизнеса субсидии по линии Министерства экономического развития составляют 300 тыс. руб. Кроме того, есть программа стартующего бизнеса по линии Министерства здравоохранения и социального развития, здесь сумма всего 60 тыс. руб. В Москве стоит задача не допустить роста безработицы, в том числе путем стимулирования создания новых бизнесов. Запланировано появление 800 новых предприятий, но, как признается Михаил Вышегородцев, до этой цифры еще далеко. Открывать в нынешних условиях новые бизнесы сложно, особенно учитывая, что не то что 60 тыс. руб., но и 300 тыс. для этих целей явно недостаточно. Нужно изменить законодательство и повысить стартовый капитал.
Не случайно, что Москва инициировала только с начала 2009 года 10 законодательных инициатив, включая изменения в Земельный и Налоговый кодексы по увеличению предельного уровня работы по упрощенной схеме налогообложения. “Город делает все от себя зависящее, дабы спасти малый бизнес”, заключил министр.