Флагман антикризисной политики

Москва делает все от нее зависящее, чтобы спасти малые предприятия

31.05.2009 в 17:03, просмотров: 995
Столичное правительство предпринимает большие усилия по поддержке малого бизнеса. Но даже с его возможностями город не способен решить все проблемы этого сектора.

Накануне Дня российского предпринимателя Торгово-промышленная палата РФ провела мониторинг положения малого бизнеса в стране. Большинство опрошенных оценили свое состояние как среднее, таких оказалось 59%, и 33% считают его плохим и даже очень плохим. Однако в некоторых отраслях ситуация намного хуже. Например, в строительном комплексе 85% компаний намерены сокращать производство. Среди других наиболее пострадавших секторов — научные исследования, дорожное хозяйство. И только 46% предприятий работают, не обращая внимания на удары кризиса. Но при этом лишь 35% предприятий имеют антикризисные программы и еще 57% их разрабатывают или имеют подобные намерения. Основными антикризисными мерами являются повышение качества продукции и снижение издержек. А это чаще всего выливается в сокращение персонала.  В этих условиях поддержка малого бизнеса со стороны государства приобретает дополнительное значение. И Москва в этом плане является флагманом такой политики.  

Главная проблема — снижение покупательского спроса. Частично решает этот вопрос ФЗ 94 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, согласно которому 20% государственного заказа должно размещаться только среди субъектов малого бизнеса. Как сообщил на IX Всероссийской конференции  “Малый и средний бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях”, прошедшей в Торгово-промышленной палате РФ, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев, в столице сегодня до 20% городского заказа отдается этому сектору. Было дано поручение всем городским заказчикам скорректировать свои графики торгов с учетом данного обстоятельства. В итоге малый бизнес получает возможность освоить до 100 млрд. руб. В первую очередь в таких сферах, как ЖКХ, поставка товаров и услуг.  

В Москве организована одна из первых федеральных площадок с целью проведения торгов в электронной форме. И первые такие торги уже проведены на днях. “Об эффективности этой формы говорит такой пример: лот на поставку постельных принадлежностей в детские интернаты достался на аукционе предприятию из Ивановской области, которое предложило цену на 70% меньше первоначально заявленной.”, — сообщил министр.  

Следующая, не менее острая проблема связана с недоступностью банковских кредитов, высокой их стоимостью. Для смягчения положения в столице действует региональная программа компенсации процентных ставок, в том числе на основе софинансирования с федеральным бюджетом. Но целиком вопрос далек от решения, говорит министр Вышегородцев. Хотя Фонд содействия кредитованию малого бизнеса дает поручительства в размере 50—70% от суммы кредита, банки требуют дополнительно 100% залога. И при этом процентная ставка превышает 20% при ставке рефинансирования ЦБ в 12%. Требование же Правительства РФ о том, что те банки, которые получили господдержку, должны выдавать более дешевые ссуды, повсеместно не выполняется.  В Фонд содействия кредитованию малого бизнеса предприниматели приходят не только за компенсацией затрат, связанных с получением кредита, но и за компенсацией затрат по поручительству. И 90% этих расходов малому предприятию погашаются. Если кредит выдан предприятию на 3 года или больше, то оно получает компенсацию в размере 75% от ставки рефинансирования ЦБ, если от 2 до 3 лет — 50%, от 1 до 2 лет — 30%.    

Однако очередей из малых предприятий за компенсацией сегодня не наблюдается. А все потому, что нечего компенсировать, получить кредит малому бизнесу в банке сегодня очень сложно. И хотя в Москве их огромное количество, только 23 кредитные организации непосредственно работают с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса. Но это не позволяет кардинально решить ситуацию.  

Помимо этого в Москве действует сеть микрофинансовых агентств из 9 офисов, которые выдают кредиты по упрощенной схеме, до 350 тыс. руб. можно получить без залога и поручительства. Однако и тут та же самая проблема, ставка банка-партнера этих агентств дорогая, что делает сами микрозаймы также дорогими. “План по ним в мае выполняется всего на 16%! И это становится сильным тормозом для индивидуальных предпринимателей”, — заявил министр.  

Федеральный закон позволяет малым предприятиям приобретать используемое ими имущество. Москва пошла по пути формирования перечня имущества, которое можно выкупать. Другое направление — сдача площадей в аренду по льготным ценам малому бизнесу. Установлена ставка — 1 кв. м за 1 тыс. руб. Цена этого вопроса для городского бюджета — 5,4 млрд. руб. недополученных доходов. Но зато такая мера позволила 18 тыс. арендаторам немало сэкономить по этой статье.  

Следует особо отметить, что кризис серьезно повлиял на столичный рынок сдаваемых в аренду помещений. В городе сегодня большое количество предлагаемых в лизинг площадей. Хотя в перспективе их дефицит сохранится. И город не отказывается от реализации программы строительства новых бизнес-центров. Даже в кризисном 2009-м будет открыт технопарк “Нагатино-ЗИЛ”, бизнес-инкубатор в Зеленограде. А всего в столице работают 29 технопарков и 2 бизнес-инкубатора. Но, как полагает Михаил Вышегородцев, этого недостаточно. И нужно строить еще, в том числе и способом софинансирования с частным бизнесом. Бизнес готов предлагать помещения. Но у него не хватает средств для их оснащения современным оборудованием.  

Сегодня Москва реализует шестую по счету и разрабатывает седьмую программу поддержки малого бизнеса. И одна из основных задач этих документов — развитие в городе инновационного малого бизнеса. На эти цели выделяются субсидии. Пока максимальная сумма — 5 млн. руб. Эти средства предоставляются под хорошо проработанные бизнес-планы, чаще всего на цели создания опытного образца, вывода продукции за рубеж.  

Еще одна программа — это start up. Для начинающего малого бизнеса субсидии по линии Министерства экономического развития составляют 300 тыс. руб. Кроме того, есть программа стартующего бизнеса по линии Министерства здравоохранения и социального развития, здесь сумма всего 60 тыс. руб.  В Москве стоит задача не допустить роста безработицы, в том числе путем стимулирования создания новых бизнесов. Запланировано появление 800 новых предприятий, но, как признается Михаил Вышегородцев, до этой цифры еще далеко. Открывать в нынешних условиях новые бизнесы сложно, особенно учитывая, что не то что 60 тыс. руб., но и 300 тыс. для этих целей явно недостаточно.  Нужно изменить  законодательство и повысить стартовый капитал.  

Не случайно, что Москва инициировала только с начала 2009 года 10 законодательных инициатив, включая изменения в Земельный и Налоговый кодексы по увеличению предельного уровня работы по упрощенной схеме налогообложения. “Город делает все от себя зависящее, дабы спасти малый бизнес”, заключил министр.

Три замечания от советника мэра Москвы

Президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе, комментируя работу открытой дискуссионной площадки на IX Всероссийской конференции, отметил, что обсуждение злободневных проблем предпринимательства прошло весьма оживленно. В частности, выступивших на площадке волновал вопрос налогообложения, а также перерегистрации ООО, которая должна осуществиться во второй половине текущего года. “Есть немалая вероятность того, что 250 тысяч столичных предпринимателей физически не успеют перерегистрировать свои предприятия в этот ограниченный период времени и поэтому следует продлить сроки перерегистрации на полгода или год. Третьей важной проблемой является то, что российская милиция, игнорируя вступивший в силу с 1 мая закон о проверках, продолжает ходить по малым предприятиям как ни в чем не бывало”, — заметил Иоффе.