Медведев заступился за небогатых автолюбителей

И предложил не торопиться с дорожными фондами

Размер прорехи, которая образуется в наших карманах в результате повышения акцизов на топливо, вчера попытался оценить Дмитрий Медведев. Президент собрал в своей резиденции экономический блок правительства, чтобы обсудить, к каким последствиям приведет создание дорожных фондов.
И предложил не торопиться с дорожными фондами

Деньги на дороги действительно нужны позарез, начал дискуссию президент. По его словам, на ремонт и содержание федеральных дорог требуется 200 млрд. руб., а региональных и муниципальных — и все 650 млрд. А выделяются по сравнению с этой суммой крохи. В бюджете предусмотрено всего лишь около 60 млрд. и 120 млрд. соответственно. При таком финансировании доля дорог, которые соответствуют нормативам, в 2011 году может опуститься до 33%, прибавил министр транспорта Игорь Левитин. А план правительства — 40%.


С тем, что увеличивать финансирование надо, никто не спорит, но где взять деньги? Эту проблему и предложил обсудить президент. Он сразу сообщил, что к инициативам правительства на эту тему относится с долей скепсиса: “Надо обсудить, а потом я окончательно приму решение, годится это или нет”.


Об инициативе правительства президенту подробно доложил Игорь Левитин. Предложения чиновников уже озвучивались: напомним, что с 1 января 2011 года, по задумке правительства, будет отменен транспортный налог. Но радоваться рано: компенсировать выпадающие из бюджета доходы предлагается за счет роста акцизов на топливо. Для нас с вами это будет означать следующее: покупая бензин, мы будем доплачивать энную сумму за акциз, которая пойдет в дорожный фонд. Для компенсации выпадающих доходов от отмены транспортного налога акцизы на бензин, по расчетам, придется увеличить в два раза. Литр бензина в результате подорожает на 2—3 рубля.


Такое наполнение дорожных фондов министр транспорта попробовал преподнести уже как дело решенное. Но Медведев его прервал: “При всем уважении, дорожные фонды — только один из возможных ходов, так что не нужно говорить, что решение принято”. И предложил взвесить все плюсы и минусы. Ведь надо подумать, в частности, о пенсионерах и инвалидах: сейчас у них есть налоговые льготы (или даже освобождение от налогов), которых они навсегда рискуют лишиться в новом варианте. “Нельзя забывать и о сельскохозяйственных и военных организациях, имеющих транспорт, не облагаемый налогом”. И это еще не все возражения. С конца 90-х ведь эксперимент с дорожными фондами уже проводили, напомнил ДАМ, — все закончилось обвинениями в “неэффективности и коррупции”.


В ответ Левитин закидал собравшихся плюсами от введения предложений. По его словам, одно увеличение акцизов на топливо принесет в дорожные фонды (федеральный и региональные) 240 млрд. “Вот в Германии акциз на бензин — 46%, на дизельное топливо — 39%!” — доказывал Левитин. Президент дал понять, что сравнение некорректное: цены-то у всех разные.


В целом из населения, продолжал мысль глава Минтранса, удастся выжать в фонд 380 млрд. руб. Источники — самые разные, связанные с покупкой авто, его ремонтом и покупкой горючего. Цены от этого не очень вырастут, доказывал министр: рост стоимости конечной продукции составит менее процента. Пассажирский транспорт в Москве подорожает на сумму от 50 коп. до рубля.


Губернаторы, которых при помощи видеосвязи опросил Медведев, попытались указать на минусы нововведений. Так, немалое количество россиян пострадают финансово, доказывал губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Больше будут платить прежде всего те, кто ежедневно ездит на малолитражных автомобилях мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Сегодня для них транспортный налог в Москве составляет 600 рублей. А вот при его отмене и повышении акциза им придется выложить за бензин дополнительно 5 тысяч рублей в год. Для владельцев более мощных машин разница будет не столь заметна. А обладатели крутых внедорожников даже смогут сэкономить.


Несколько губернаторов предложили оставить транспортный налог и одновременно повысить акцизы на топливо — так фонды будут наполняться верней.


Выслушав всех, президент предложил не рубить сплеча — слишком много россиян могут пострадать из-за поспешных решений.