Палочку довели до ручки

Главного дирижера Тихоокеанского оркестра “ушли” за антипутинские настроения

Неделю назад разразился скандал: всего два человека из Союза композиторов (музыковед Людмила Корабельникова и дирижер Михаил Аркадьев) осмелились поднять голову и выступить против принудительного присоединения профессионального союза к путинскому Народному фронту (ОНФ). Что стало с Корабельниковой — еще не знаем, надеемся, все в порядке. А вот Аркадьева, только бы выслужиться, чудесно “ушли” с поста худрука Тихоокеанского оркестра (Владивосток), чтоб не раздражал глупыми письмами. 9 июля Михаил Александрович дает во Владике прощальный концерт. Связываемся с ним в ночи…

Главного дирижера Тихоокеанского оркестра “ушли” за антипутинские настроения
Рисунок Алексея Меринова

— Директор филармонии Макаренко неожиданно поставил перед фактом: мой годичный контракт продлен не будет. Почему — не мотивировал. Полагаю, на отставку повлиял отказ иметь дело с ОНФ. К тому же в администрации края наконец обратили внимание на мои политубеждения, обнаружив в Сети откровенную и резко антипутинскую статью 2007 года.

— Кажется, в прошлом сезоне вы планировали концерт в поддержку Ходорковского (который, кстати, только что прошел в Страсбурге с участием таких звезд, как Марта Аргерич и Евгений Кисин) …

— О да, хотел дать приморскую премьеру симфонии Los Angeles Арво Пярта, посвященную Ходорковскому. Нашел партитуру (что почти невозможно), списался с другом Арво Пярта — Гией Канчели, чтобы заручиться поддержкой автора, организовал переписку оркестровых голосов симфонии и так далее. Но руководство филармонии запретило даже начальный репетиционный процесс!

— В каком качестве Тихоокеанский симфонический находится сегодня?

— Он деградирует до положения полупрофессионального коллектива из-за отсутствия поддержки со стороны губернатора. По сути — это крепостной оркестр, лишенный как финансовой, так и творческой независимости, им совершенно не интересуется и пренебрегает барин. Положение и абсурдное, и унизительное!

— Но вы написали Дарькину пространное письмо… Он ответил?

— Нет. Губернатор Дарькин, как водится, “спустил” мое послание в Управление культуры, те — директору филармонии, а директор дал формальный и не соответствующий реальному положению дел ответ. И это притом что музыканты получают смехотворную зарплату в 5–15 тысяч руб. (а регион-то дороже Москвы! — Я.С.). К тому же происходят немотивированные задержки с выплатами и “игра на понижение”, из-за чего в оркестре вечно напряженная и нервная обстановка. Люди зарабатывают в самых разных местах, репетиционный процесс крайне нестабилен: приходится закрывать глаза на низкую посещаемость, помня, что иначе музыканты просто не проживут.

— А у вас лично какая была зарплата?

— Да смехотворная для главного дирижера: 30 тысяч рублей. Пошел на это исключительно из надежды, что выведу Тихоокеанский на серьезный международный уровень к саммиту АТЭС…

— Выезжал ли ТСО когда-нибудь на гастроли?

— За четыре полных года моей работы — ни разу! Возмутительный факт. Особенно поражает, что администрация края не удосужилась организовать гастроли хотя бы по обширному Приморскому краю, что вообще-то является их прямой культурно-политической задачей!

Уже бывший дирижер Тихоокеанского оркестра Михаил Аркадьев.

— А в самом Владике есть хороший концертный зал?

— Хорошего нет, есть малогабаритный Большой зал Приморской филармонии на 600 мест с очень посредственной акустикой.

— Не распустят ли оркестр после вашего ухода, ну, чтоб не мучился?

— Филармонию переводят на так называемый автономный режим, то есть бюджетное довольствие оркестра будет сведено к минимуму. Люди бегут, и если дальше так пойдет, коллектив просто тихо умрет в течение следующих нескольких лет.

— Но если помечтать — что надо сделать, чтобы ТСО возродить?

— Первое — поднять зарплату артистов до уровня 20–30 тысяч руб. в месяц, а зарплату главного дирижера минимум до 60 тысяч. Во-вторых, необходима оркестровая жилищная база: или выделение квартир, не меньше 10, или постройка достойного общежития. В-третьих, надо радикально обновить инструментарий (на это минимум $200–300 тыс. ). А еще нужно сменить руководство филармонии: нужны профессионалы, а не равнодушные и далекие от высокой музыки люди.

— Как пройдет последний концерт?

— Вначале прозвучит моя 4-частная “Тихоокеанская сюита”, посвященная Владивостоку. Затем — “Прощальная симфония” Гайдна. Финал традиционно для этой симфонии пройдет в темноте — я тихо сойду со сцены, сразу же выйду из здания филармонии, не оставшись даже на поклоны… И больше туда не вернусь никогда. Перееду в Москву (сам-то — москвич, живу с семьей в Ясеневе), возобновлю педагогическую, научную и гастрольную деятельность. Кто рискнет возглавить ТСО — не знаю, есть второй дирижер, живущая во Владивостоке (и потому не обременяющая администрацию материально), Татьяна Терещенко. Думаю, именно она, по мысли директора филармонии, могла бы…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру