Оказавшиеся на дороге водители-«подснежники» создали проблемы: «Аварийность очень высока»

Особенные нарекания у жителей дворов вызывают долго стоящие автомобили каршеринга

Весной в Москве на дорогах появляются «подснежники». Нет, не первоцветы, а водители, чьи «железные кони» все холодные месяцы простояли в стойле. Каждую весну ГИБДД и автоэксперты предупреждают: от них можно ожидать неприятностей. Ситуация на дорогах осложняется весной и из-за возвращения мотоциклистов, велосипедистов... А есть еще «подснежники» и другого рода: простоявшие всю зиму во дворах машины каршеринга, которые весной начинают обнажаться из-под снежных сугробов. О послезимних автопроблемах «МК» поговорил с экспертами.

Особенные нарекания у жителей дворов вызывают долго стоящие автомобили каршеринга

Проблема водителей-«подснежников», отвыкших за зиму от вождения и мощного траффика, не так малозначительна, как может показаться на первый взгляд. О ее серьезности говорит тот факт, что работники ГИБДД в разных регионах даже организуют курсы в автошколах по восстановлению автонавыков для «летних» водителей. С ними там работают не только инструкторы по вождению, но и психологи, которые рассказывают о приемах борьбы со стрессом и правилах поведения при встрече с агрессивными водителями (от которых «подснежники» тоже отвыкли за зиму). Весной риск ДТП выше, чем обычно, отмечают и в Дептрансе Москвы. «На дорогах появляются участники движения, от которых за зиму многие водители успели отвыкнуть — велосипедисты, пользователи шеринговых сервисов и мотоциклисты».

— Количество водителей-«подснежников» подсчитать невозможно, такой статистики нет, — говорит автоэксперт Петр Шкуматов. — Дело в том, что во многих семьях есть два автомобиля — один основной для города, другой, более старый, для дачи, и как раз вторая машина находится в летнем режиме эксплуатации. Можно ли называть таких водителей «подснежниками»? Наверное, нет. Но именно по машинам, которые эксплуатируются только в летний период (не по водителям), мы исследования такие проводили: это приблизительно 20% от парка в Москве. Однако это не означает, что летом на 20% вырастает нагрузка на дорогах. Летом (после майских праздников) она, напротив, падает. Во-первых, это сезон отпусков. Приблизительно каждый четвертый житель города в отпуске, а в отпусках люди обычно куда-то уезжают, а не ездят по дорогам Москвы. Во-вторых, хорошая погода предполагает больше передвижений пешком, хочется больше гулять.

По словам автоэксперта, за 4–5 месяцев простоя автомобилист действительно отвыкает от вождения и дорожной обстановки, перестает в ней ориентироваться. А дальше все зависит от того, насколько он опытен. Если стаж 15–20 лет, то восстановление произойдет быстрее (за 10–15 часов вождения). «Если же водитель неопытен, а это хорошо видно на примерах каршеринга (это самый аварийный вид транспорта, так как его клиентами являются водители, которые не успевают набраться опыта, так как бывают за рулем эпизодически), то в этом случае его аварийность в первые пару недель очень высокая», — говорит Шкуматов. Таким автомобилистам рекомендуется в первые две недели водить машину очень аккуратно, ни на что не отвлекаться, ездить в этот период на небольших скоростях. А восстанавливаются навыки только постоянной практикой, то есть не стоит делать в это время больших перерывов (ездить не только по делам, но и просто покататься).

А вот вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что проблема автомобилистов-«подснежников» почти что отошла в прошлое. «Раньше эксплуатировались отечественные автомобили, на которых было просто опасно ездить зимой: это и задний привод, и плохая резина, и т.д., — говорит он. — Сейчас таких водителей гораздо меньше, это в основном те, у кого сохранились ретроавтомобили, но есть еще и современные. По моему мнению, навык, если не ездить несколько месяцев, никуда не уходит (точно так же, как и ездить на велосипеде), нужно разве что несколько дней аккуратней поездить, чтобы, что называется, «вкатиться».

Впрочем, никто не отменял «подснежников»-байкеров. Как говорит Шапарин, они как раз — самая сложная категория, потому что могут подзабыть за зиму навыки вождения мототехники, и не учитывают изменчивую весеннюю погоду.

Но есть еще одна очень серьезная послезимняя автопроблема, появившаяся в последние два года. Особенные нарекания у жителей дворов вызывают долго стоящие автомобили каршеринга. В эту зиму их в разных районах Москвы было достаточно: из всех округов города в автомобильных сообществах соцсетей сообщали о припаркованных много недель и даже исчезнувших под снегом автомобилях разных операторов.

— У нас такой «подснежник»-каршеринг стоит уже около двух месяцев, — рассказала Олеся Савина, жительница Молодогвардейской улицы. — Началось с того, что его завалили снегом. В первые несколько дней мы даже видели, как люди подходили с телефонами наперевес: посмотрели, увидели, что выбраться из сугроба на нем невозможно, и ушли. А потом и приходить перестали, видимо, автомобиль исчез с карты каршеринга. Поэтому и соседям взять его и отогнать на соседнюю улицу не удалось.

Довольно часто автомобили каршеринга, надолго припарковавшиеся во дворах, неисправны — вплоть до очевидных последствий серьезных ДТП на кузовных панелях. Скорее всего, для многих таких авто это и есть настоящая причина неподвижности: уехать своим ходом они просто не могут. Казалось бы, это собственность оператора (точнее, лизингодателя, но на балансе оператора каршеринга) — а любой ответственный владелец постарается поскорее оттащить простаивающий авто в ремонт, чтобы вернуть в строй «зарабатывающую единицу». Однако, как рассказал «МК» сотрудник службы эксплуатации одного из операторов каршеринга, не все так просто.

— Когда автомобиль выходит из строя или получает повреждения, на место выезжает наш сервисный инженер, проводит экспресс-дефектовку так же, как это делают аварийные комиссары страховых компаний. Заводится соответствующее дело — а дальше мы ждем, пока будут выделены деньги на ремонт, а на сервисной станции появятся для этого ремонта запчасти. Когда наступает время ремонта, автомобиль перевозят на СТО.

Такая схема применяется, поскольку у операторов нет необходимого количества стояночных мест для ожидающих ремонта автомобилей, добавил собеседник «МК». Но в нынешних условиях, когда запчастей в сервисе могут ожидать 2 месяца и больше, ожидание действительно может растянуться на много недель — при этом машина легально стоит в чужом дворе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29236 от 15 марта 2024

Заголовок в газете: «Подснежники» выкатились на дороги

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру