«Машину к осмотру!» — раньше это при переоформлении было скорее формальностью. Сверка номеров, ну, еще инспектор поморщится и отругает, если машина грязная. Сейчас эта команда звучит намного более грозно, особенно если переоформляемый автомобиль — старый. Часто за этим следует направление на экспертизу, а то и просто отказ в оформлении: мол, с такими автомобилями регистрационные действия не проводим.
— Только порадовался, что в МРЭО стало посвободнее, чем лет пять назад, как меня с моим «Москвичом» завернули, — рассказывает владелец малолитражки 1962 года выпуска, житель столицы Илья Антонов. — Приехал после восстановления кузова переоформлять автомобиль на себя — инспектор посмотрел и придрался к панели с выбитым номером. Мол, есть подозрения, не вварена ли она с другой машины. Направил на экспертизу — это лишний месяц или два, а главное, теперь опасаюсь, не получить бы официальный отказ в регистрации. Если поставят такую пометку, то зарегистрировать автомобиль на себя уже не получится.
Такой учет — когда автомобиль может ездить по дорогам, но переоформить его на другого человека уже нельзя, — в кругах тех, кто часто покупает и продает машины, называется «вечным». Звучит как мечта, но совершенно не мечта на деле: собственника изменить нельзя, а значит, полноценно купить или продать технику тоже не получится, а ездить можно только «по доверенности» (вписывая себя в полис ОСАГО).
Более того, «вечный» учет на самом деле не вечный, а пожизненный: как только владелец уходит в мир иной, аннулируется и регистрация. После чего автомобиль, имеющий полный комплект документов и еще вчера легально передвигавшийся по дорогам, списывается из «мира живых»: его по закону можно лишь утилизировать, превратить в запчасти.
— Недавно пытался переоформить на себя «Газель» конца 90-х, на которой вожу стройматериалы, — рассказывает прораб бригады отделочников Ботир. — Не вышло: отправили на экспертизу из-за ржавых номеров на раме. А неформально мне гаишник прямо сказал: есть приказ заворачивать как можно больше автомобилей, чтобы все эти «ведра» не выезжали на улицы…

Есть такой приказ или нет — того, как говорится, не ведаем: если и есть (в Москве на это весьма похоже), он, в отличие от ПДД и Техрегламента Таможенного союза, не публичен. Но то, что на самых разных уровнях, вплоть до федерального, власти бьют тревогу по поводу роста среднего возраста автопарка (сейчас — около 15,5 года), — факт. А способ снизить этот самый средний возраст при стагнации продаж новой техники очевиден: убрать «автохлам». Хотя бы не с дорог (многие фактически списанные автоветераны на них годами не показываются), а из базы данных.
Опрошенные корреспондентом «МК» сотрудники столичных и подмосковных подразделений ГИБДД отказались подтвердить или опровергнуть наличие того самого приказа. Однако на случай затруднений в регистрации посоветовали, не доводя до отказного постановления, пробовать ставить автомобиль или мотоцикл на учет в другом регионе. Благо что сейчас это можно делать по всей России.
— Эта тактика действительно пока работает, — признает Алексей, реставратор ретроавтомобилей. — И, надеюсь, будет работать еще долго. Это в Москве можно посоветовать владельцу отправить ездящее авто в утиль — в других регионах такого не поймут. Тверь, Владимир, Ярославль, даже дальнее Подмосковье — там все попроще.
Второй важнейший совет для владельца машины старше 20 лет, неважно, коллекционная она или просто «рабочая лошадка»: сначала оформить, потом вкладываться в дорогой ремонт. Это особенно важно для иномарок почтенного возраста, которые могли действительно иметь темную биографию в 90-е: лучше потратиться на эвакуатор и переоформить битую или ржавую технику «до», чем получить отказ в регистрации «после».
А такие особенности документов, как агрегаты «без номера» (бывало и такое — и где-то до середины 2000-х проблем в регистрации не возникало!), сейчас и вовсе могут оказаться прямой дорогой на «вечный учет». Продавая или покупая подобные автомобили, приходится теперь учитывать и это.