СКУТЕР — МАНИЯ

Рождение молодежных тусовок — процесс таинственный. Обсуждать закованных в кожу металлюг, широкоштанных рэперов, накачанных люберов и прочих неформалов мы начинали "постфактум", когда эти колоритные персонажи уже становились непременным атрибутом московских улиц. А вот пронырливому "Тинейджеру" удалось стать свидетелем рождения нового неформального объединения. Они ни на кого не похожи. Ну разве что немного на хорошо известных нам байкеров. Правда, в отличие от "ночных волков" молодые парни и девушки из этой тусовки ездят на разноцветных симпатичных мопедах — скутерах, "прутся" от фильма Люка Бессона "Такси" (где главный герой в прошлом тоже скутерист) и называют себя (в шутку, конечно) "дневными зайцами". Они все очень разные, но главное, что их объединяет, — пристрастие к самому доступному, самому забавному и самому молодежному виду городского транспорта. Скутер-бум Скутер, как и вся мототехника с рабочим объемом цилиндров до 50 кубических сантиметров, не требует обязательной регистрации в ГИБДД, поэтому пересчитать всех обладателей скутеров — задача сложная. Их число можно только приблизительно представить. В одном довольно известном мотосалоне нам сообщили, что в неделю там продается до 20 машин. Теперь представим себе, сколько в Москве мотосалонов, сколько недель в году и сколько бесколесных "сочувствующих", и ужаснемся. Похоже, мы на пороге настоящего скутерного бума. — Причины популярности скутеров просты, как сами мопеды, — считает коммерческий директор одного из салонов Вадим Дашук. — Плюсы скутера значительно перевешивают его минусы. Плюсы — это малый вес, малая стоимость, малый расход бензина (на сто километров разные модели скутеров расходуют от полутора до двух с половиной литров бензина), удачная компоновка, закрывающая всего водителя, — даже выезжая в непогоду на скутере, приезжаешь чистым. Пока у нас к скутерам относятся как к дорогим игрушкам, но этот этап продлится недолго. Когда горожане (не только молодые) оценят еще и практическое значение этих забавных машинок, вот тогда настоящий бум и случится. Банда на мопедах Фил (в миру Денис Филиппов) скутерист, можно сказать, со стажем. Один из активнейших заправил Московского скутерклуба. Чтобы купить себе первый скутер, Филу пришлось продать свою "шестерку"! Думаете, жалеет? Дудки! — Пару лет назад, — рассказывает Фил, — мой дед подарил мне свою машину. "Бери! — сказал. — Я в своем возрасте все равно ездить уже не буду". Я поначалу обрадовался, но очень быстро разочаровался в подарке. Мне приходилось постоянно ездить по Москве на своей "шохе", и я хронически никуда не успевал. В конце концов мне надоело многочасовое стояние в московских пробках, и я решился. Поговорил с дедом, продал тачку и купил себе скутер. Основную массу скутерной тусовки составляют юноши и девушки от 15 до 18 лет. Есть и старожилы. Самый "древний" (но чертовски продвинутый!) член тусовки — дядя Сережа — недавно отметил свое 64-летие! На своем скутере дядя Сережа частенько ездит на дачу, но и с ребятней он оттянуться бывает не прочь. Чтобы уточнить место встречи, пенсионер связывается со скутер-клубом по Интернету! Два раза в неделю скутер-клуб выезжает на прогулку по городу. В четверг и субботу строго в 8 часов вечера "банда на мопедах" собирается на смотровой площадке Воробьевых гор и едет "зажигать по центру". Манеру движения скутеристы переняли у байкеров — парами в колонне. "Зажигают" скутермены, пока не надоест или пока бензин не кончится, после чего, измученные и усталые, едут на Мясницкую, где в одном из кабаков, совладельцем которого является один из них, отвисают почти до самого утра. Ну и что же Фил? Можно было при таком графике полуночных тусовок сохранить нормальные отношения с собственной супругой (на момент приобретения скутера Фил был женат), ни в какую не желающей приобщаться к увлечению мужа? Очень скоро Фил был поставлен перед выбором: или скутер, или жена. Другой альтернативы не было. Как вы думаете, что он выбрал? Послевоенное чудо Самый первый скутер появился в Италии сразу после войны. Прапрадедушку современных скутеров назвали "Vespa". Приятно отметить, что этот старичок выпускается и по сей день в практически неизменном виде, отличаясь от своих современных родичей стальным корпусом и отсутствием вариатора (автоматической коробки передач). Компоновка мопедов с послевоенных времен изменилась мало — двигатель, коробка передач (вариатор) и задняя подвеска выполнены в одном блоке, все крепится на стальную трубчатую раму. Ради эстетики все некрасивые узлы спрятаны под цветной пластик. В классической компоновке скутера есть свои недостатки. Из-за высокой посадки и "табуреточной" постановки ног центр тяжести находится слишком уж высоко, поэтому на стандартном скутере нужно ездить гораздо осторожнее, чем на мотоцикле. С этим недостатком фирмы — производители мопедов пытаются справиться, например, с 1994 году на рынке начали появляться модели с 12-дюймовыми (а не с 10, как раньше) колесами — управлять такими мопедами удобнее, да и сцепление с дорогой у них понадежнее. Самую большую и самую популярную группу составляют скутеры с объемом движка до 50 куб. см — это так называемые полтинники. Такие скутеры не регистрируются в ГИБДД, для управления ими не нужны права. Есть скутеры и помощнее с объемом движка 90, 125 и даже 250 куб. см, внешне они практически не отличаются от своих слабосильных "собратьев", но уже требуют регистрации и водительского удостоверения. Самый мощный скутер выпустила в этом году фирма "Сузуки". Мопед-переросток, изготовленный на этой фирме, имеет 400-кубовый движок, но это уже для совсем помешанных. Скорость, которую способны развивать наши симпатяги, зависит от объема движка. "Полтинники" выжимают в среднем от 65 до 85 километров в час (при их неуправляемости это предел). Более мощные модели способны развивать и все 160. Ну, разумеется, отечественных умельцев уже имеющиеся технические характеристики мопедов удовлетворяют не всегда. Хочется чего-нибудь этакого! В этом случае имеет смысл произвести доводку стандартной модели до ума. Тюнинг бывает внешним, когда умелец прикладывает руку к "обделке" скутера, и внутренним, когда "левша" лезет в движок. Мощность стандартного скутерного движка, 4—6 лошадиных сил, после тюнинга вырастает до 14—19. Единственный минус такого вмешательства — жизнь мопеда укорачивается. Еж и пробки Когда Еж (по-нашему Иван Евлахов) первый раз выехал на трассу на своем фиолетовом скутере, он был весьма удивлен тем интересом, который вызывал его железный конь в среде инспекторов дорожного движения. — Года два назад, — вспоминает Иван, — меня останавливали на каждом посту и требовали документы на машинку. Это было немного утомительно, потому что никаких документов на мопед по правилам я иметь не должен. Каждый раз мне приходилось терпеливо объяснять остановившим меня инспекторам, что моя техника — это всего-навсего мопед с объемом двигателя до 50 кубиков и что я имею право разъезжать на нем без всяких ксив. Через две минуты общения вопросы инспекторов плавно перетекали в техническую область. Спрашивали, сколько мопед ходит, сколько бензина расходует. Полчаса у меня уходило на ликбез, после чего на том посту, где меня остановили, проблем я больше не встречал. Еж (или, как его ласково называют в тусовке, Ежик) в самом деле немного похож на ежа. Прической. Очень общительный товарищ — именно он на празднике "МК" в Лужниках комментировал происходящее шоу. А еще он пишет стихи. Разумеется, о скутерах и скутеристах. Отношение к скутеристам на трассе самое разное. Чаще это любопытство, чуть пореже — восхищение мастерством, с которым скутерист пролезает сквозь "пробку", иногда — желание нахамить. — Хуже всего к нам относятся обиженные жизнью владельцы ржавых "пятерок", — говорит Фил. — По ним и их машинам видно, что другой техники у них уже не будет, и они воспринимают соседство с красавцем-скутером как личное оскорбление. Выход из пробок — коронный номер любого скутериста. Скутер довольно быстро (по крайней мере быстрее многих машин) разгоняется и поэтому на перекрестках стартует одним из первых. Ну о маневренности мы не говорим. А в самом тяжелом случае скутерист может продолжить свой путь и вовсе по тротуару — официально он пешеход. Вот поэтому скутер на сегодняшний день — почти самый быстрый (первенство здесь принадлежит спортбайку) вид городского транспорта. Опытные скутермены говорят, что, для того чтобы пересечь столицу от одной точки МКАД через центр до другой точки, полярной, им хватает 40 (!) минут. Для скутеристов почти не существует правил. Главное правило для них — держись правой стороны и поворачивай только направо (по правилам поворот налево скутеру заказан). — Но что-то я не видел, — говорит Еж, — чтобы хотя бы одного скутериста тормознули, когда он сворачивал налево. Это, конечно, расхолаживает. Фил говорит, что многим приходится делать над собой усилие, чтобы не беспредельничать на дорогах. Например, не пролетать проспекты на красный свет. Или не ездить по МКАД. От первого еще легко удержаться, от второго труднее. — Самое сильное ощущение, — делится впечатлениями о подобных заездах Еж, — испытываешь, когда несешься на скорости 60 км/ч между двумя рядами стоящих в пробке автомобилей и думаешь только об одном: "Только бы никто не открыл дверь!" Табуреточные цены Сколько же стоят эти "табуретки"? Самые дешевые мопеды гонит нам Китай. О качестве этих скутеров говорить не приходится, но дешевле (от 700 $) ничего, извините, нет. Корейские скутеры стоят подороже, но имеют неплохое соотношение цены и качества, за счет чего забивают всех конкурентов. "Корейцы" стоят примерно от 1200 до 1700 долл. Цены на новые японские и европейские машины начинаются уже с 1800 долл. Чтобы взять приличную модель, нужно ориентироваться примерно на 2—2,5 тысячи. Среди больших мотороллеров корейцы снова вне конкуренции. 125-кубовый корейский четырехтактник стоит примерно 2800 долл. При той же кубатуре японский аналог "Ямаха-маджестик" стоит около 6 тысяч. Основную массу подержанной техники составляют у нас "японцы". Как правило, это чистая классика (с 10-дюймовыми колесами) 92—95-х годов выпуска, готовая поездить под седоком еще добрый десяток лет с момента приобретения. Стоят они где-то от 300 до 600 долларов. Однако перед покупкой подержанной техники нужно основательно подготовиться. Несколько советов от "профи". Главное, чтобы приобретаемый мопед заводился. Проверьте компрессию двигателя (это делается специальным приборчиком), она должна быть в норме. Шины не должны быть лысыми. Очень важный момент — обязательно смотрите подвеску. Опытные скутермены знают, что во многих случаях рабочее состояние подвески значительно важнее рабочего двигателя. Двигатель отремонтировать проще и главное — дешевле. На спидометр, чтобы определить пробег малыша, смотреть, конечно, нужно, но помните также и о том, что подкрутить его весьма просто. Любой двухтактный "полтинник" может пробежать где-то около 25—30 тысяч километров. Для мопеда это много. В Россию завозят скутеры с пробегом тысяч в 12. Значит, примерно столько же он еще готов проходить (чтобы накатать за сезон хотя бы "трешку", надо поднатужиться). 7 7 7 Мы сидим в кафешке вместе с Филом и Ежом и треплемся о делах наших скутерных. — Ну, — Фил по-гусарски поднимает кружку, — давай! Чтоб на полтиннике за двести. (В переводе на язык простых смертных это пожелание означает: "Ну чтоб твоя табуретка делала больше 200 км/ч".) Вот это уже серьезно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру