Отдамся за медаль!

У киоска со всякой дребеденью стоит мужик в дворницкой униформе. В руке метла, на шее — табличка: “Господа! Подайте на одну бутылку водки (честно!). Заранее благодарен, дядя Миша”.

Вечно кайфующий дядя Миша — молодец. Свою награду в виде энного количества необходимых рублей он получит если не за час, то за два уж точно. Таким незатейливым образом дворник находит себе, говоря современным языком, спонсоров. Причем не требующих никакой отдачи, даже имиджевой рекламы, в ответ на анонимное пожертвование.

Нашим спортсменам впору взять прием дяди Миши на вооружение. Стоять только надо у пьедестала, желательно сразу после победы и с текстом: “Господа спонсоры! Подайте на следующую медаль (честно!). Заранее благодарен, чемпион”.

Нет, можно, конечно, и не стоять. Надеяться на то, что государство выделит на следующий подготовительный сезон денежек побольше, а мясо с витаминами не подорожают. Но это уж чересчур наивно. Спорт вне политики, это правда. Как правда и то, что не бывает спорта вне экономики или вне государства.

...Как-то у Евгения Примакова был прием. В числе приглашенных появились двое — тренер по фигурному катанию Елена Чайковская и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Увидев Мадам (так зовут тренера в фигурном мире), Лукашенко очень оживился: “О-о, вот оно, лицо государства! Отдайте мне Чайковскую, а?” Светский народ посмеялся, посмеялись “лицо” и сам проситель. А через некоторое время в Белоруссии для Чайковской были созданы такие условия, на таких базах, о которых многим маститым тренерам в России приходится только мечтать. Сама Мадам, к счастью, в Белоруссию не эмигрировала (реалии жизни звучат иногда просто издевательски), но вот ее ученица Юля Солдатова гражданство поменяла. Не первый и далеко не последний случай в российском спорте.

Другое “лицо государства”, не менее выразительное, Леонид Аркаев тоже никуда не эмигрировал, но поплыл к заманчивым греческим берегам. Как считал до Олимпийских игр в Сиднее президент Федерации спортивной гимнастики России и главный тренер национальной сборной, российская сборная могла претендовать на победы в командном первенстве у мужчин и женщин и на две золотые медали в абсолютном первенстве. Олимпийская победа — любая — бесценна. Но когда сказанное до турнира слово расходится с реальностью, появляется чувство, что ты чего-то недополучил — у зрителя и чего-то недоделал — у спортсмена. Даже если результат в целом вполне удовлетворительный.

Все это и породило еще в Сиднее слухи о том, что Леонид Аркаев собирается бросить сборную России, прервать свое добровольно-принудительное заключение на базе “Озеро Круглое” и отправиться в апельсиново-метаксовую Грецию. Не на отдых, а на привычную работу — научить греков и гречанок владеть мускулистым телом с наибольшей выгодой для страны. Для их страны. Слухи эти несколько подогревала и Светлана Хоркина, в сердцах бросившая в смешанной зоне гимнастического Дворца спорта в Сиднее: “За Россию я больше выступать не буду!” — “А за Грецию?” — встрепенулись журналисты...

— Что касается любых разговоров о моем отъезде — это полная ерунда, — говорит Леонид Аркаев, — но я действительно помогаю греческим гимнастам в подготовке к Олимпиаде 2004 года. Не безвозмездно помогаю. Например, сборная России проведет на Эгейском море, естественно, за счет организаторов, два полных тренировочных сбора. Так что сотрудничество с Грецией носит взаимовыгодный характер.* * *...Когда профессор Мишин, воспитавший юного чемпиона мира по фигурному катанию Евгения Плющенко, отмечал победу ученика в Ванкувере, то вознесся высоко в небо на гидросамолете какого-то лохматого года. В самолете, утомленный предвыборной борьбой чемпиона и убаюканный высотой, профессор благополучно заснул.

Что ему снилось? Вполне возможно, китайский крейсер “Аврора”, готовый совершить техническую революцию в отдельно взятой стране фигурного катания. А спровоцировала эту революцию, между прочим, Россия. Когда китайцы только присматривались еще к фигурному катанию, они вовсю развивали прыжки в воду. Опять-таки за наш счет — при помощи русских тренеров. Решив после “живой” воды обратить свое внимание на замороженную, китайцы вполне справедливо рассудили, что техника виртуозного прыжка везде одинакова. И использовали и тренеров, и полученные в бассейне знания уже на льду. Круговорот воды в природе.

А еще возможно, что снился профессору и сам Китай, куда его отчаянно зовут на тренерскую работу. Если Мишин вдруг согласится, то проблем с подготовкой чемпиона мира Евгения Плющенко к Олимпиаде не будет никаких, как и финансовых проблем самого профессора, но китайскую дубину Россия опробует на льду в ближайшие годы по полной программе.

Кстати, вся Азия, не щадя живота своего, решительно штурмует Олимп. Гонконг перед летней Олимпиадой обещал победителям 125 тысяч, Китай — 115 тысяч, Корея пыталась переплюнуть абсолютно всех — чемпион должен был получить 813 долларов, но — каждый месяц и до конца жизни. * * *Сотрудничество с Грецией Леонид Аркаев считает взаимовыгодным. “В Сиднее, — говорит главный тренер, — мы добились великолепных результатов, но не исчерпали при этом своих истинных возможностей. Вспомните, в Атланте у нас было три золотые, четыре серебряные и четыре бронзовые медали, в Австралии — по пять медалей каждого цвета. Это еще раз доказывает, что мы не стоим на месте, что система подготовки, которой сборная следует все последние годы, верна. Но сейчас, когда начался новый олимпийский цикл, нам нужна финансовая поддержка. Тем более что федерация осталась сегодня без спонсора — контракт со старым закончился вместе с Олимпиадой”.

Учитывая последнее высказывание, оправданность отнюдь не бескорыстной связи Аркаева с греками налицо. А учитывая вышеупомянутый круговорот воды в природе, неизвестно, что на нашем лице отразится через пару лет. Маститые тренеры не умеют работать вполсилы, а считать, что в Греции не может быть юных гимнастических талантов, которым нужна лишь талантливая руководящая рука, по меньшей мере наивно. (Про работящий Китай я вообще не говорю.)

Светлана Хоркина, Елена Замолодчикова, Екатерина Лобазнюк, Алексей Немов, Алексей Бондаренко, Николай Крюков — все лидеры остались на помосте. Им придется тяжко не только потому, что после Олимпиады трудно начинать “пахать” заново, но и потому, что на заседании исполкома Международной федерации гимнастики, который состоялся сразу после Сиднея, внесены изменения в правила гимнастических соревнований. Естественно — в сторону еще большего усложнения (в полтора раза — у девушек, в два раза — у мужчин).

“В каждом виде программы из-за новой системы подсчета командных очков, — говорит Леонид Аркаев, — мы должны теперь иметь по меньшей мере трех-четырех спортсменов, способных представлять Россию на международных соревнованиях”. На заседании утверждена и новая система подсчета командных очков. Судьи усложняют правила, тем самым, с точки зрения обычного зрителя, давая себе возможность “раскидывать” результаты так, “как надо”. И нам зачастую уже не понять, почему выступление оценивается столь низко или высоко. Правда, давно уже ни для кого не секрет, что к нашей стране у судей несколько предвзятое отношение. России никто помогать не собирается. Как всегда, бороться с предвзятостью можно только единственным способом — быть на три головы выше соперника. Помните выступления Алексея Немова на Олимпиаде? Вот это и значит на “три головы выше”. Значит, Алешу надо “клонировать”. Значит, нужны немалые деньги. Так что странно, что Аркаев согласился тренировать только греков.* * *Фигурное катание и гимнастика — те виды спорта, в которых Россия добивается огромных успехов и в которых спортсменам все же удается зарабатывать деньги. А вот что, например, говорит олимпийский чемпион Сиднея по фехтованию Павел Колобков:

— На этапах Кубка мира призовой фонд у нас бывает крайне редко. Если бывает, то, во-первых, он очень низкий, а во-вторых, всего несколько раз в году. Нет никаких материальных стимулов для выступления на всех турнирах. И если мы выступаем часто, то только ради поддержания личного престижа и рейтинга. Рейтинг дает некоторые преимущества — например, при выборе противника на начальных этапах чемпионата мира... Наш вид спорта абсолютно нельзя назвать коммерческим — перед Олимпиадой я выиграл два очень сильных турнира — в Венгрии и во Франции. Несмотря на то что страны эти исторически фехтовальные и публика там ходит смотреть на соревнования очень активно, чемпионы награждаются только медалями. Более того, мы даже за чемпионаты мира не получаем премиальные.

А знаете ли вы, например, сколько стоит один батут? Напомним, что прыжки на батуте дебютировали в Сиднее как олимпийский вид спорта. И очень удачно для нас дебютировали. Первыми чемпионами в истории олимпийского батута стали Ирина Караваева и Александр Москаленко. Так вот, сетка для батута стоит три тысячи марок. Теперь представьте себе головокружительные прыжки, которые исполняют наши чемпионы. Какая сетка может это долго выдержать? Так что срок ее годности — не больше месяца. А деньги где? Деньги есть, если есть спонсоры.

— Спонсоры в нашей стране — довольно загадочное явление, по каким причинам они выбирают тот или иной вид спорта, вычислить трудно, — говорит президент Федерации по плаванию Геннадий Алешин. — Попытаться найти национальных спонсоров для сборной — вот наша задача на сегодня. Нам говорят: “Вы обязаны выигрывать”. Да, обязаны. Но вот в Японии, например, бюджет подготовки сборной — 10 миллионов долларов. А у нас, в самое лучшее время, — 250 тысяч долларов. При этом они планируют одну золотую медаль, а мы, как обычно, две—четыре.

— Вы представляете, например, что такое на сегодня фармакологическая поддержка сборной? — вторит президенту главный тренер Виктор Авдиенко. — На одного человека на двенадцать недель требуется 50 тысяч рублей. А как мы можем закрыть глаза на бум науки в спорте? Только для закупки оборудования для тестирования гормонального фона потребуется четверть миллиона долларов. Я уже не говорю о том, что пловца надо вырастить. Не научить технике, а вырастить, как ребенка. Его надо просто накормить, он голодный, а в интернате питание — 60 рублей в день. Если мы его берем на базу, то должны тратить 700—800 рублей. И так — лет пять. А нам говорят: зачем вы его держите на базе впустую? Никто не хочет помнить о том, что трехкратный олимпийский чемпион Александр Попов сидел на “Озере Круглом” восемь лет, и, как гадкий утенок, был никому не нужен. Он был четвертым на дистанции на спине. Но на Круглом он созревал, ему давали возможность перерасти подростковость.* * *Александр Попов, пересидевший время нескладного роста ног и рук в Подмосковье, уже много лет не живет в России. Спасибо, что за Россию выступает. Компании, заинтересованные в рекламе красивого мужского тела, его любят — высокий рост, мощный торс. Попов своим телом может облагородить любое нижнее белье, что и делает перед камерами. Небезвозмездно, разумеется. С материальной свободой, да еще в красивом белье, можно плыть и в спорте, и по жизни дальше. Попов, конечно, уникален, но нет никаких сомнений в том, что Россия уже родила его преемников. Сомнение лишь в том, что мы их дождемся. Что хватит ума и, главное, денег простить мальчишкам естественное развитие мышц и костей.

...Говорят, если бы Аня Курникова меньше внимания уделяла своей внешности и тому, как она выглядит на корте, она бы в спорте добилась большего. Говорят даже, что теннису она наносит вред. “Тело манекенщицы — вот что способствовало появлению у нее колоссального по сравнению с ее спортивными результатами денежного состояния... Кем она себя воображает, когда, словно королева, дефилирует мимо болельщиков, не обращая внимания на мольбы со всех сторон?” — прошлым летом написала французская теннисистка Натали Тозья в своей книге “Скрытая сторона женского тенниса”.

Курникова — это теннисная Лолита, считает француженка, и движет Аней на корте не любовь к теннису, а лишь жажда денег. Весьма спорная, согласитесь, точка зрения. Я вот, например, тоже деньги люблю, но на корте мне эта любовь не поможет никак. Впрочем, речь не о личной симпатии или антипатии двух теннисисток, а о том, что если бы все наши спортсменки (или спортсмены, с некоторыми физиологическим поправками, разумеется) обладали телом Курниковой, то продавать им себя на мировом рынке было бы гораздо проще.

Зачем продавать? А затем, что сегодня лидеры российского спорта, прежде чем установить рекорд, должны себя выгодно продать. Чтобы создать условия для тренировок, чтобы в пору закрытия российских бассейнов на профилактику продолжать плавать, чтобы есть не “обывательские” витамины, а те, на которые “пашут” все медики мира... Деньги — товар — деньги. Применительно к спорту: деньги — медаль — деньги. Может, и цинично, но жизненно.

— В какой-то момент, — говорит известный тренер Тамара Москвина, — меня заинтересовало, что же такое маркетинг? Я нашла книгу по бизнесу известного американского автора, начала читать. И вдруг поняла, что маркетинг — это то, чем мы, тренеры, всю жизнь занимались, но не знали, как это называется. А спорт — это самый настоящий бизнес. Я, тренер, создаю товар высокого качества, занимаюсь его промоушном на “рынке”, чтобы он достойно конкурировал, позиционирую его, нахожу рынки сбыта, меняю, снова создаю... Да, людей нельзя называть товаром. Но что делать, если на рынке спорта действуют те же понятия, что и на коммерческом. Это мы себе лично, дома, можем объяснить, что работаем, исходя не из экономических соображений, а из альтруистических. И что не можем бросить свой “товар”. Вот смотрите, конкретный пример: следующая Олимпиада — в Америке. Ведущие фигуристы сборной Лена Бережная и Антон Сихарулидзе тренируются в Америке. Самый главный минус этого — очень дорогая жизнь. А спонсора по-прежнему нет. Казалось бы, если не в звезд вкладывать деньги, то в кого? Но я же не могу указывать бизнесмену, который сам заработал деньги, куда ему эти деньги девать. У каждого свое представление о вложениях. В данном случае я могу только просить.

...Да, ведущие спортсмены и тренеры, не продавая “налево” свои мозги и тела, могут выступать в России только просителями. Обещая взамен... Что обещая-то? — “Отдаться” спонсору красиво. Красиво выиграть, красиво пробежать или прокатиться по стадиону в какой-то спонсорской фуфайке (да и то не везде). Наконец, где-нибудь в интервью красиво ввернуть, что “фирма такая-то в лице такого-то проявила немалую заинтересованность, что и послужило причиной немалого успеха...” Но это — на усмотрение средства массовой информации. Времена бесплатной рекламы и поощрений благих денежных начинаний давно прошли. А времена, когда Россия (государство) заплатит сама за элитных лидеров и, главное, за подготовку их смены, еще не наступили.

“Если не будет учителей, то копец. Все будут ходить пьяные и дурные”, — это недавно сообщил один из лидеров родственного нам государства. Невозможно с ним не согласиться. Возможно только добавить: тот же “копец” наступит, если мы распродадим спортивные мозги и тела. У нас не будет “лиц государства”. Только, как говорят дети, рожи без кожи. И если не найдем спонсоров. Вернее, если они добровольно не найдутся сами. Для детей, подростков, элиты. Велика Россия, а заплатить за спортивное настоящее и будущее может не каждый. Правда, каждый может протянуть руку и повесить табличку...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру