Космическая обжираловка

Около года курсирует вокруг нашей планеты Международная космическая станция. Сейчас на борту работает второй российско-американский экипаж, состоящий из двух мужчин и женщины. Как и их предшественники, они заняты сборкой и монтажом оборудования, проведением медицинских экспериментов и даже нянчатся с заезжими туристами. А в это время на Земле ученые ломают голову, как удовлетворить все потребности интернациональной космической команды. К примеру, гастрономические.

Это раньше было железное правило: утвердили строгое меню ученые-диетологи — и ешь что дают. Теперь, чтобы составить рацион питания, каждого (!) члена экипажа с пристрастием допрашивают о его гастрономических вкусах ученые Центра подготовки полетов, НИИ специальных пищевых технологий и Института медико-биологических проблем (ИМБП). Словно не на работу собирают, а на пикничок...

Впрочем, как поведал корреспонденту “МК” главный разработчик блюд из ИМБП Александр Агуреев, — сейчас философия космического питания в корне изменилась. Из-за острого дефицита положительных эмоций церемония приема пищи на корабле возведена в ранг дополнительного развлечения, вроде компьютерной игры. Конечно, до ужина при свечах дело еще не дошло, но блюда — не хуже, чем в заправских ресторанах. При этом космические клиенты еще и капризничают.

Такая практика, оказывается, началась еще со станции “Мир”. Отправляя 27-ю экспедицию на орбиту, кулинарам пришлось изрядно потрудиться, потому что входивший в состав экипажа француз заявил, что на дух не переносит рыбных блюд. Взамен этого ему предложили омлет с куриным мясом и консервы из птицы. А вот гражданин Словакии ни в какую не захотел есть гречневую кашу... Но уж за быстрорастворимое картофельное пюре, фруктовые десерты и медовые коврижки проголосовали все — и француз, и словак, и русский.

Похоже, на орбите начался настоящий праздник живота. Вроде бы совсем недавно, дабы восполнить дефицит положительных эмоций на корабле, диетологи вместо 6-дневного меню решили поразвлечь космонавтов 8-дневным. К борщу, харчо, рассольнику, щам, крестьянскому супу и супу-пюре прибавились рисовый и вермишелевый с овощами. После чего даже американцы, почитатели гамбургеров, изменили своей вековой традиции и сварганили остро-кислый суп с томатами. Дальше — больше. Космонавты запросили дополнительные контейнеры со своими любимыми продуктами, чтобы было чем перекусить в... перерывах между основными четырьмя приемами пищи. Гулять так гулять! И вот уже командиру первого экипажа МКС американцу Шепарду впервые вдогонку летит внеплановый ящик с российскими продуктами — сыром, печеньем и черносливом с орехами. Россияне же Крикалев и Гидзенко не обидели ни свою, ни чужую кухню: занесли в список своих “бонусных” контейнеров и гречневую кашу, и американский черный кофе с гавайскими орешками макадамия, а также грудинку в соусе барбекю и шоколадный пудинг с консервированными персиками.

Включать в дополнительные контейнеры разрешено все, кроме продуктов с особо резким запахом, который может испортить аппетит соседу по космической “коммуналке”. К примеру, чеснок отправляется в космос только после одобрения всех членов экипажа.

С туристами — те же церемонии. Составляя себе вместе с учеными меню, первопроходец Дэннис Тито предпочел медовую коврижку, творог с орехами, суп-харчо и бородинский хлеб. От любимого нашими космонавтами куриного мяса с черносливом отказался, а щи из квашеной капусты пожелал заменить горошком в молочном соусе. Зато в его меню дополнительно были добавлены шоколад и побольше соков.

Кроме обычных продуктов все без исключения космонавты обязательно принимают на орбите поливитамины, а за 15—20 дней до посадки — еще и пищевую добавку с глутаминовой кислотой: если из организма вовремя выйдут скопившиеся за время пребывания в невесомости шлаки, космонавтам будет легче адаптироваться к земным условиям. Впрочем, Тито пить глутаминовую кислоту не пришлось. Поскольку он пробыл в космосе чуть больше недели, чистка организма ему не понадобилась.

Две недели назад для нынешнего экипажа МКС: командира Юрия Усачева и двух американцев — Джима Восса и Сюзан Хелмц — был отправлен специальный витаминный груз с томатами, яблоками, апельсинами и лимонами. Любопытный штрих предполетной подготовки живых витаминов — заклеивание плодоножки специальной лентой, чтобы за время доставки на орбиту плоды не успели сгнить.

На прощание Александр Агуреев поделился гастрономическим проектом будущего — созданием мобильной системы питания для космонавтов, подолгу работающих в открытом космосе. Чтобы им не прерывать работу, ученые задались целью подвести еду и напитки прямо в космические скафандры.

“Пищеблок”, состоящий из двух емкостей (одна — для напитков, другая — для питательной пастообразной массы), будет помещаться внутри скафандра. При разыгравшемся аппетите нужно будет только нажать на нужный “мешок”, после чего заготовленное “блюдо” тут же начнет по трубочке поступать космонавту прямо в рот...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру