Батальоны просят...

Госдума все-таки приняла во втором чтении бюджет будущего года. Армии опять перепали крохи, которые не позволят провести запланированное реформирование. Что скрывается за словом “реформа” — одному Богу известно. Особенно применительно к армии, где простор фантазии наиболее широкий. Это — как маскировочная сеть, под которой можно спрятать что угодно: пушку, ракету и даже стратегические планы командования. О реформировании Вооруженных сил уже немало песен спето, но, как и прежде, дальше сотрясаний воздуха они не уходят — даже совсем свежие задумки нового министра обороны Сергея Иванова уперлись в банальную, но уже традиционную преграду — отсутствие денег на оборонные нужды.

Изначально предполагалось, что реформирование армии удастся провести малой кровью, так сказать, за счет внутренних резервов. Какая умная голова это придумала — остается загадкой, но инициативы исходили из недр Генерального штаба, а огласил их тогда генерал Валерий Манилов (ныне отставник и представитель Приморья в Совете Федерации). Армейские преобразования должны были зиждиться на “трех китах” — оптимизации, качестве и эффективности. Очень доходчивые и вразумительные слова, способные запудрить мозги не только солдатам и генералам, но и правительственным чиновникам, призванным курировать развитие военного искусства.

Давались и соответствующие пояснения грядущим новшествам: повышение боеготовности и боеспособности за счет оптимизации структурного состава и численности армии; подъем качественного уровня технического оснащения подготовки и обеспеченности Вооруженных сил; обеспечение максимальной эффективности решения задач обороноспособности и безопасности страны при минимальной необходимости, рациональных затратах средств и ресурсов. Красиво звучит, не правда ли? Впрочем, эту песню пел еще прежний министр обороны Игорь Сергеев, прославившийся в войсках как “маршал да”, никогда не возражавший против решений сверху и ничего не требовавший у бюджета. Мол, выкрутимся за счет внутренних резервов. Резервы давно иссякли...

Еще один из красивых посылов грядущей реформы — увеличение денежного содержания военнослужащих. Так, например, к 2001 году оно должно было увеличиться в два раза, а к 2005 году — в 2,5—3 раза. Неоднократно обманутые прежде военные опять пустили слюну: “Вот она, жизнь! Вот оно, возвращение былого авторитета!” Алё, товарищи капитаны—полковники, как вам сейчас отваливают тугриков? Еще меньше? Да не может быть!

Комитет по обороне Госдумы с грустью констатирует: по сравнению с 1994 годом расходы на оборону снизились в 2,4 раза, что никак не коррелируется с сокращением численности войск. Расходы на 2002 год в доле от ВВП (внутренний валовой продукт) ниже не только расходов 2001 года, но и от расходов 2000 года. Проектом бюджета уже определено на 2002 год дальнейшее обострение социальной напряженности в войсках и в регионах с высокой концентрацией оборонной промышленности, продолжение развала высокотехнологичного оборонного промышленного потенциала и, что не менее важно, продолжение дискредитации в обществе и в войсках военно-политического руководства страны, в том числе и Государственной Думы.

По расчетам для финансирования расходов в сфере обороны и безопасности необходимо еще как минимум 22,4 миллиарда рублей. “И где мне взять такие деньги”, — поет унылую песню министр финансов Алексей Кудрин. Впрочем, он сделал недавно заявление, что закупки вооружений и военной техники для Российской армии возрастут на 27 миллиардов рублей. Правда, не уточнил — когда. Хорошо, хоть у министра осталось чувство юмора и оптимизм.

А вот другой министр, который возглавляет военное ведомство, не столь оптимистичен, даже несмотря на бодрую улыбку на устах. По мнению Сергея Иванова, армия при нынешнем финансировании способна лишь поддерживать штаны и топтаться на месте, но никак не двигаться вперед. О реформе в армии теперь предпочитают не говорить — какие уж тут преобразования, лучше не напоминать о больном. Что-то помалкивает и начальник Генштаба Анатолий Квашнин, который уверял еще полгода назад, что никакие войны России в ближайшие пять лет не страшны. Сегодня, на фоне разворачивающихся в Афганистане событий, такой уверенности нет уже ни у кого. И, “если завтра война, если завтра в поход”, Российская армия, с упоением погрузившаяся в садомазохистский процесс реформирования, вряд ли даст отпор противнику. Разве что генерал Квашнин побежит с шашкой наголо защищать Родину...

Банальная мысль — армии надо платить. Выделять деньги на зарплату, на закупку вооружений, на повышение боевой готовности. Объяснять не нужно, это понятно и так. Все упирается в не менее банальную вещь — денег на армию нет. А нет денег, о каком реформировании можно говорить?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру