Нищие брюхом

Сегодня — Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. Бороться с этой бедой можно двумя способами — поднимать благосостояние населения и гонять попрошаек. В России испокон века шли вторым путем.

Нищенство — работа творческая, требующая сообразительности, артистизма. И отнюдь не безопасная. В разные времена в разных странах применяли к нищенствующей братии самые серьезные карательные меры. Россия тоже пробовала бороться с уличным попрошайничеством. Государь Петр I особенно гневался по поводу существования подобных нахлебников. В феврале 1718-го он даже указ подписал: “Учинять им (нищим. — Авт.) жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города”. Карательные меры были предусмотрены и для сердобольных людей, “потворствующих бездельникам”: “имать с них штрафу первый раз 5 рублей, другой — 10 рублей”. Однако попрошаек на улицах и площадях меньше не стало. 9 апреля 1912 года, “закрутить гайки” попытался московский обер-полицмейстер. Он предписал усилить надзор за уличными побирушками и “тотчас, как только они попросят у кого-либо милостыню, отправлять их в участок”. Но опять все без толку...

Судя по сохранившимся воспоминаниям очевидцев, нищие в дореволюционной Москве отличались напористостью и даже агрессивностью. В Первопрестольной было несколько мест, облюбованных нищими. Историк Никольский упоминает, что в XVIII веке мужички, просившие Христа ради на Красной площади, даже умудрились устроить здесь же, в самом центре города, импровизированное жилье для себя: они вырыли землянку, вход в которую вел из рва, существовавшего в то время под стенами крепости. Побирушки толпились у ворот Кремля и Китай-города, в районе Петровки, Страстного бульвара, в Богословском переулке, на подходах к Охотному Ряду... А на вокзалах подобной публики вплоть до Первой мировой войны практически не встречалось: железнодорожное ведомство строго следило за порядком на вверенной ему территории.

Сейчас подобное кажется фантастикой: вокзал без нищих и бомжей! Однако диспозиция столичной армии попрошаек поменялась и в других местах города. Перестали прельщать любителей “добровольных денежных взносов” Страстной бульвар и Богословский переулок. Только сумасшедший попрошайка отважится “работать” на Петровке — по соседству с “главным гнездом” московской милиции. Исчезли китайгородские ворота и лавки Охотного Ряда. Да и у стен Кремля не очень-то понищенствуешь...

Сохраняются древние традиции “актерствующих” побирушек. В почете, как и прежде, роли “убогоньких”, “матерей с младенцами”, “немощных старушек”... Очень выгодно быть “ветераном войны”. Больше половины всех попрошаек-мужчин непременно одеты в камуфляжную форму, но можно встретить и более капитальный подход к этому делу. Несколько лет назад у ворот Александровского сада, ведущих к Могиле Неизвестного Солдата, “встал на вахту” некий старичок. Одет в офицерскую форму еще хрущевских или брежневских времен (но, правда, без погон), а на груди — целый “иконостас”: ордена, медали, нашивки за ранения... Стоит скромненько чуть в стороне от прохода, ненавязчиво руку протягивает — ну как тут не пожалеть героя Великой Отечественной?! Попрошайка успел вполне хорошо заработать, прежде чем его забрала-таки милиция. Уже в отделении оказалось, что никакой это не ветеран: и форму, и ордена ловкач купил по случаю на развалах в Измайлове.

Раньше побирушки тоже были весьма сообразительными. В 1890-е годы по Подмосковью “гастролировал” нищий... на велосипеде! Высокий благообразный старик в лохмотьях доезжал на своем “бицикле” до очередной деревни, прятал транспортное средство в кустах за околицей и шел по домам просить подаяние, потом вновь садился на “железного коня” и быстренько перебирался к соседнему населенному пункту. Подобная мобильность позволяла нашему герою опережать своих потенциальных конкурентов, ковылявших пешком.

Вот уж действительно: “нищенство, как и взяточничество, на Святой Руси неискоренимо!” — как любил повторять один из николаевских министров.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру