— Господи, а сколько здесь было выпито! И как пилось! Настоящий виски! В советское-то время! Стоил он в четыре раза дороже водки, но ведь покупали!.. — вспоминает наш фотокор.
Мы стоим на крыше гостиницы “Москва”. Там, где был ресторан “Огни Москвы”. Там, где люди, сидя за столиками, смотрели сквозь колоннаду вниз, на Манежку. А люди снизу смотрели на строгие колонны, венчающие фасад отеля...
Но вот одна из колонн кренится и падает. “Москву” сносят. Журналисты “МК” стали первыми, побывавшими на крыше легендарной гостиницы. А точнее — последними. Потому что крыши уже практически нет.
...Знал, что этот вопрос журналисты задавали и будут задавать еще минимум полгода, пока идут работы по сносу. Но удержаться не смог.
— На самом деле много было в стенах “жучков”?
— По крайней мере, мы их не находили. И камер слежения тоже, — объясняет один из руководителей “сносного” проекта Николай Чуканов. — Мы, когда пришли сюда, увидели только голые стены. Ничего уже не осталось.
Точнее, почти ничего. Ели во внутреннем дворе гостиницы еще стоят. Но скоро их выкопают и пересадят в московские парки. А весь двор будет накрыт большой железобетонной плитой толщиной в 25 см. Иначе технику не загонишь: перекрытия над подвалами “Москвы” слабые, могут не выдержать.
По той же причине нет тяжелой техники и на этажах гостиницы. Правда, одна шведская фирма предложила испытать свою суперсовременную разработку — 200-килограммовый агрегат, который сам поднимается по лестницам, работает как отбойный молоток и ножницы, а управляется диспетчером с пульта. Но пока груз застрял на таможне. И все работы ведутся малой механизацией. Рабочие режут и рубят бетон, арматуру. А потом весь мусор сбрасывают вниз через лифтовые шахты, откуда его вывозят грузовиками. Так, слой за слоем, этаж за этажом “Москву” и разбирают. На разборку одного этажа отведено 15 дней. А когда останется от “Москвы” 5 этажей (сейчас в самом высоком корпусе их 15) — обрушать ее будут уже экскаваторами и тракторами.
Технология уже была отработана на сносе “Интуриста”. Тот отель был повыше. Зато у “Москвы” общие объемы — 365 м3, в два раза больше, чем у “Интуриста”. Такое здание в столице еще не сносили.
— Оно еще бы постояло, внешние стены крепкие, — говорит Чуканов. — Но внутренние деревянные перегородки и стропила на чердаке подгнили. А главное — планировка номеров устарела. На пятизвездочный отель “Москва” не тянет.
На этом месте построят новый отель. Городские власти клятвенно обещают восстановить знаменитый фасад гостиницы работы архитектора Щусева. Ну а пока его сносят.
— Козырьки на крыше нависали над землей, выдавались на метр вперед, — говорит прораб Анна Смирнова. — Мы цепляли их крюками и лебедкой вытягивали на крышу.
Нечто подобное делают с колоннами. Рабочие подрубают их отбойным молотком и обрушивают с помощью тросов и лебедки. Уложенные рядками колонны напоминают развалины древнегреческих храмов...
Но, в отличие от античных камней, останки “Москвы” не будут сохраняться столетиями. По графику работ гостиница полностью исчезнет с лица земли к 15 мая. И какой бы новый отель ни построили на ее месте, старой “Москвы” никогда больше не будет. Как давно не стало прежней Манежки. Останется только виски. Еще более дорогой, чем раньше.