Незаметная болезнь

— Я вижу вашу стрижку, — сказал после операции 73-летний москвич Геннадий Вараксин врачу. Случилось чудо: понять, что зрение еще не утрачено, больному глаукомой уже 30 лет помогла операция по удалению катаракты. Теперь он снова может видеть.

— Почему он видит, а я нет? — сокрушается его сосед по палате Владимир Вологов.

Как ему объяснишь? Вологову диагноз поставили в 86-м, но тогда же дорогу к офтальмологу он забыл. Потому что офтальмолога в их 80-й поликлинике не было. И нет сейчас. Больной нигде не наблюдался до 1994 года. К тому времени его правый глаз ослеп — безвозвратно. И все, что могут сделать врачи теперь, — попытаться сохранить оставшийся глаз. Если же начнутся сильные боли, невидящий глаз придется удалять. Обычно больные на такой стадии глаукомы просят об этом сами...

Медленное угасание

От глаукомы никто не застрахован. Чаще всего ею заболевают люди после 40, независимо от пола. Глаукома может проявляться по-разному. Но есть три признака, которые сопровождают болезнь всегда.

Во-первых, повышенное внутриглазное давление. Заметить его визуально практически невозможно (лопнувшие сосудики в глазу говорят вовсе не о нем), да и неприятных ощущений оно поначалу не приносит: в 80% случаев болезнь протекает коварно, незаметно для человека.

Померить глазное давление несложно. Наши офтальмологи используют, как правило, два способа: на ощупь, определяя, мягкий глаз или напряженный, и глазным тонометром Маклакова, изобретенным более ста лет назад. Роговица продавливается специальным “штырьком”, и прибор показывает давление. Хотя в мире уже используют более современный метод — бесконтактный тонометр: когда в глаз выпускают струю воздуха, и прибор сразу показывает давление.

Второй признак глаукомы — т.н. глаукомная оптическая нейропатия — повреждение зрительного нерва, вплоть до его атрофии.

И третий признак — постепенно нарастающее концентрическое сужение поля зрения. Человек видит дальние предметы все хуже, потом поле зрения съеживается, как шагреневая кожа, и человек может видеть лишь прямо перед собой. В конце концов наступает полная слепота.

Причины глаукомы могут быть разными. К примеру, генетическая предрасположенность: если два предыдущих поколения страдали глаукомой, третье оказывается в группе риска. Глаукомы бывают и врожденными, и приобретенными, причиной которых может стать травма, операция, воспаление в глазу или новообразование.

Обреченные на слепоту

По статистике глаукомой болеют 1,5-2% людей. В мире примерно 100 миллионов человек больны глаукомой, около 7 миллионов уже ослепли. В России только официально больны глаукомой 850 тысяч человек, однако офтальмологи говорят, что реально больных минимум миллион. Часть людей не догадывается о болезни. Выявляется у нас глаукома на 2-й или на последней, 3-й стадии, когда помочь человеку часто уже невозможно. В России и Москве глаукома с недавних пор стала первой причиной безвозвратной слепоты, обогнав травматизм и сосудистые заболевания глаза.

Увы — методов радикального лечения (чтобы раз и навсегда) при глаукоме не существует. В первую очередь больным предлагают медикаментозное лечение. Но эффективные импортные препараты подчас не по карману людям старшего поколения (60% больных глаукомой в России — люди старше 60).

Еще один метод лечения, который предлагается в основном тогда, когда медикаментозное лечение дает мало эффекта, — лазер. Однако лечение им успешно лишь в 50—60% случаев (как и медикаментозное лечение). Кроме того, его эффект с каждой последующей операцией слабеет.

И тогда больным остается лишь хирургическое лечение. Кстати, в хирургии глаукомы наши ученые идут впереди планеты всей, сейчас в западных странах лишь начинают делать операции, освоенные нами два, а то и три десятка лет назад. А наши режущие микроинструменты (алмазы, сапфиры) и лучше, и дешевле. Но даже притом что наши врачи подбирают пациентам индивидуальные операции и знают полтора десятка их видов, максимальный эффект при хирургическом лечении составляет 85% — выше в мире никто подняться не может.

— Это говорит о том, что 15% больных глаукомой заранее обречены на слепоту, — с горечью констатирует профессор, завкафедрой глазных болезней Российского государственного медицинского университета Евгений Егоров, который занимается глаукомой уже больше 30 лет.

Луч света в темном царстве

— Чаще всего глаукому люди замечают тогда, когда отмерло уже минимум 50% нервных волокон глаза, — говорит врач-офтальмолог городского глаукомного центра при 15-й ГКБ Ангелина Стрижкова. — Даже новейшие методы диагностики и в России, и в мире позволяют выявить болезнь не раньше, чем после гибели 20% волокон. Но у нас такое случается редко. И не из-за того, что аппаратура плохая (ей мы как раз можем похвастаться). Беда в том, что профилактику этого заболевания у нас давно прекратили. Раньше всем советским людям после сорока обязательно раз в год измеряли глазное давление. В поликлиниках были кабинеты профосмотра, людей с повышенным внутриглазным давлением направляли к офтальмологу. И так выявляли около половины больных глаукомой.

Сейчас ничего подобного нет. Спасение пациентов стало делом рук самих пациентов. А им до офтальмолога, пока не прихватит, как до Луны. Очереди в поликлиниках желания посетить врача не добавляют. Да и офтальмологов в районных поликлиниках катастрофически не хватает: по статистике в каждой третьей поликлинике такого врача нет. По нормативу районный офтальмолог должен принять в день 36 пациентов — примерно по одному за 10 минут.

— После 30-го пациента уже сам ничего не видишь, — признался мне один районный офтальмолог.

Чтобы решить проблему с нехваткой врачей-офтальмологов, пять лет назад правительство Москвы создало три консультационно-диагностических глазных городских центра (при 1-й Градской больнице, при офтальмологической клинической больнице и при 15-й ГКБ). Решается вопрос об открытии такого центра при 36-й больнице. Здесь бесплатно консультируют и бесплатно лечат больных со зрительными патологиями. Но и этих центров на всех больных не хватает.

Зато врачи глаукомного центра при 15-й горбольнице придумали, как “раскрутить” районных офтальмологов на профилактику. И даже нашли под идею спонсоров. А идея замечательная: создание в поликлиниках школ глаукомного больного. Хотя бы раз в месяц врачи будут собирать больных в конференц-залах поликлиники на занятия и на пальцах объяснять, что такое глаукома и какой образ жизни нужно при ней вести.

Создать такие школы в каждом округе было бы, конечно, здорово, но вряд ли реально.

Лучше пить, чем курить

Но первая школа глаукомного больного тем не менее уже открылась. Ее первый “урок” прошел в конце апреля в арендованном зале в одном здании на проспекте Мира. Его вели профессора, академики, врачи, приехала даже главный офтальмолог Москвы академик Машетова. Пациентов (собралось около сотни глаукомщиков-активистов — как на подбор интеллигентных старушек и старичков) здесь бесплатно консультировали, отвечали на больные вопросы. Вопросов было много: какую диету соблюдать при глаукоме? Можно ли работать на огороде? Можно ли курить, париться в бане, загорать, выпивать?

Объяснения были даны. Больным глаукомой следует ограничивать себя в питье. Врачи советуют им пить понемногу, иначе внутриглазное давление будет повышаться. Им нужно отказываться от жирного, острого, соленого. Кушать больше черники, морковки, желтого перца и любых продуктов, содержащих лютеин, защищающий сетчатку. Что касается алкоголя, то тут мнения врачей расходятся. Егоров считает, что лучше выпить 50 граммов, чем покурить: никотин сосуды сужает, а алкоголь расширяет. За рубежом очищенный детский спирт даже вводят внутривенно для купирования острого глаукомного приступа. Но пить нужно в меру: иногда зеленый змий приводит к трагическим последствиям. Бывали случаи, когда в состоянии опьянения люди не относились всерьез к травмам глаза, а протрезвев — слепли. Многие люди, которые регулярно закладывают за воротник, иногда не замечают, что уже ослепли. Париться в бане больным глаукомой нельзя, как и загорать на солнце

Нужно поменьше наклоняться и избегать физических нагрузок. Самое страшное для больного глаукомой — пропахать грядку от начала до конца, не разгибаясь. Застой крови в глазу приводит к повышению внутриглазного давления. Многие больные старшего возраста поступают умно: до рассвета (или после заката) полют сорняки, сидя на скамеечке.

И еще один важный вопрос — как правильно закапывать в глаза? Оказалось, многим людям никогда не объясняли, что перерыв между закапыванием разных лекарств должен составлять не менее 15 минут, иначе одно вымоет другое. Кроме того, собравшиеся заполнили анкеты: что они хотят знать о глаукоме в первую очередь?

В первую группу набрали пока 100 человек, они должны пройти 4 занятия. Потом наберут еще одну группу. Ценно то, что всем посетителям занятий раздали специальные приборчики, которые помогают выдавливать из флакончика с лекарством ровно столько капель, сколько нужно. Это очень серьезно для пожилых людей: во флаконе с дорогим лекарством ровно 100 капель, а если ты раз промахнешься, два промахнешься, и так регулярно, значит, заплатишь за него втридорога.

Словом, с больными глаукомой начали работать. Важно подчеркнуть и то, что чем раньше выявляется болезнь, тем больше шансов на благоприятный исход. Правда, он возможен лишь при условии, что человек будет постоянно наблюдаться у врача и выполнять все его рекомендации. Если же болезнь обнаружена на поздней стадии, то в лучшем случае удается затормозить ее течение. Иногда больные впервые обращаются к врачу практически слепыми.

— Страшно наблюдать за людьми, которым всего по 45—50 лет, и они физически здоровые, крепкие, но слепнут и становятся инвалидами, которые не могут за собой ухаживать, — говорит Стрижкова.

Остается только верить, что таких больных будет меньше. И пусть эта вера не окажется слепой...

Телефон горячей линии Московского городского глаукомного центра: 788-16-44.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру