Почти год потребовался чиновникам ГАИ, чтобы — буква за буквой — дочитать до конца Кодекс РФ об административных правонарушениях и совершить потрясшее их открытие: любой инспектор ДПС имеет право брать деньги в виде штрафа в размере до 100 рублей прямо на дороге. И еще год, чтобы набраться смелости и наконец-таки официально заявить о своем намерении собирать штрафы на месте “преступления”…
Желая создать видимость борьбы с коррупцией в собственных рядах, российская ГАИ пару лет назад пропихнула в новый КоАП РФ идею отлучения придорожных милиционеров от чужих денег: по замыслу генералов провинившийся водитель должен бежать в сберкассу для уплаты даже пятидесятирублевого штрафа, а появление денег в руках инспектора ДПС должно было расцениваться как должностное преступление! Сия мысль (то ли по депутатскому недосмотру, то ли преднамеренно) не нашла прямого отражения в новом КоАП РФ и оказалась непостижимой для понимания гаишным руководством страны.
А потому заказчики от ГИБДД вытерли взмокший лоб и, не разобравшись, отрапортовали российскому президенту: “Уф… Ну теперь с деньгами на дороге покончено!” Российский президент тоже кодекс не прочитал и, наслушавшись заблудших генералов, заверил верноподданных, что придорожные милиционеры отныне лишены права собирать денежки. И вообще, мол, забудут даже, как выглядят купюры.
Однако отдельно взятые сотрудники ДПС по мере изучения кодекса начали приходить к крамольному выводу: брать деньги в размере до 100 рублей можно! Ибо в статье 28.6.1 нового кодекса заявлено без обиняков: административный штраф в размере, не превышающем одного МРОТ (по-шоферски — 100 рублей), взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 кодекса. А она указывает, что штраф вносится в банк, за исключением тех случаев, когда “…штраф взимается на месте совершения…”. Иными словами, кодекс вовсе не запрещал сотрудникам ГИБДД в определенных случаях протягивать руку за сторублевыми купюрами!
Эвристическое мышление некоторых одаренных милиционеров, однако не было поощрено их руководством. Более того, под лозунгом “Не подставим президента!” им было категорически запрещено даже думать об этом! А потому (коли нельзя брать официально…) придорожные милиционеры продолжали брать деньги по-партизански, подпольно… Ведь подпольно никто не запрещал…
И вот намедни случилось невероятное: сотрудники ГАИ Приморского края (раньше других, видимо, осмыслившие положения нового кодекса и не на шутку осмелевшие) публично заявили, что с 1 мая начали на абсолютно законном основании собирать штрафы — о! Кошмар! — прямо на дорогах, под фонарным столбом! И даже призвали своих коллег приступить наконец-таки к выполнению требований кодекса.
Процесс, как говорил отец перестройки, пошел…
По мнению весьма ответственных сотрудников ГИБДД, в Приморье стряслось, таким образом, нечто ужасное, влекущее за собой кошмарные последствия.
Ведь в случае массовой эпидемии приморской инициативы милицейские генералы обязаны будут ответить на непосильные для них вопросы: почему целых два года миллионы (!) водителей, привлеченных к ответственности за нарушение ПДД, по милости придорожных милиционеров должны были совершать марш-броски до ГАИ (чтобы узнать банковские реквизиты), до сберкассы (чтобы отстоять в очереди), снова до ГАИ (чтобы вручить инспектору оплаченную квитанцию) и при этом платить лишние деньги не только за проезд “туда-сюда-обратно”, но и Сбербанку — процент за кассовое обслуживание? И кто понесет ответственность за возложение на водителей обязанности, законом не предусмотренной? Равно как: кто возместит им причиненный таким образом моральный вред?
В этом же случае и прокуратура вместе с УБЭПом вынуждены будут объяснить: как быть с теми, кто пытался заплатить штраф в размере до 100 рублей на месте нарушения ПДД (будучи уверенным в том, что это вполне законно!), но по милицейскому недоразумению попадал под статью Уголовного кодекса якобы за дачу взятки инспектору ДПС! А таких дел по стране (завершившихся по приговору суда в лучшем случае гигантским штрафом, в худшем — нарами) было возбуждено десятки сотен!
Так пожелают ли надзирающие органы взять на себя ответственность за сфабрикованные дела и надломленные судьбы?
Да к бабке можно не ходить!
А потому понятно, что “авторы” приморской инициативы — выскочки, равно как и ее апологеты, могут быть (и, видимо, будут!) сурово наказаны…
Нежелающие платить штрафы вовсе — хоть на месте, хоть в сберкассе — могут дальше не читать: их гражданская позиция “Не дам денег на Чечню…” вполне понятна. Остальные же, приученные везде трясти мошной, должны добровольно взять на себя обязанность помочь всей придорожной милиции набраться смелости и разобраться в нормах права методом навязчивого, настойчивого выдвижения нами предложения оплатить штраф до ста рублей на месте “преступления”. Ведь только так рано или поздно удастся вновь запустить заржавевший механизм милицейской фискальной машины.
Итак, пока инициатива приморских гаишников соблюдать закон не докатилась до Среднерусской равнины, ее моторизованной части населения следует во избежание недоразумений уголовного характера при оплате штрафа на месте делать это так, чтобы процесс передачи денег не выглядел вручением взятки: “Командир, вот тебе стольник — и разошлись…”. Передавать деньги (при этом очень важно, чтобы сумма, которую вы готовы вручить инспектору ДПС, не превышала пресловутую сотню) необходимо при свидетелях и свои намерения комментировать вслух примерно так: “Я не отрицаю, что нарушил ПДД. И готов без составления протокола в полном соответствии с главой 32 КоАП РФ оплатить штраф прямо здесь и сейчас, ибо за мое нарушение предусмотрен штраф не более 100 рублей”.
Не бойтесь обвинений в покушении на дачу взятки: даже если в кармане инспектора ваши слова мотает на “ус” диктофон, ни в одном суде не удастся документально доказать, что вы предлагали именно взятку.
И не отчаивайтесь, если придорожный милиционер вас не поймет. К завершению смены таких, как вы, у него будет полтора десятка, к концу месяца — в десять раз больше. Понимать он начнет с третьей сотни. А с пятой — начнет капать на голову своему командиру. Требования революционно настроенных народных масс докатятся и до генеральских кресел. А там, глядишь, и зашатаются под ними ножки.
Помните завещание утопающего про дело его рук и не надейтесь на приморский край: там лишь прозвучал выстрел “Авроры”.
А брать временное гаишное правительство придется нам…