“Летучий голландец” залетел в фитнес-клуб

Под занавес закрывающегося сезона Большой театр выпускает премьеру оперы Рихарда Вагнера “Летучий голландец” в трактовке одного из самых скандальных европейских режиссеров Петера Конвичного. Одни обвиняют Конвичного в надругательстве над оперными шедеврами, другие приходят в уныние от заумных режиссерских трактовок маэстро, а вот третьи бьются в восторге от смелых ходов и трюков авангардиста. Вот и “Летучего голландца” (совместная постановка Большого и Баварской государственной оперы) Конвичный поставил так, что скучать не придется.


Судьба у “Голландца” непростая, равно как и у остальных вагнеровских полотен. Идея пришла к композитору, когда тот малоуспешно концертировал в Риге в конце 30-х годов XIX века. И пришла она в виде парижского журнала “Салон”, где было напечатано сочинение Генриха Гейне “Из мемуаров господина фон Шнабелевопского”. Вагнер уж было зажегся необычным сюжетом, но долговая зависимость от целой компании кредиторов заставила его сбежать морем в Лондон. Вот тут-то он и ощутил себя тем самым “голландцем”, слушая сказания моряков о корабле-призраке. Опера долго вынашивалась, но написана была всего за семь недель. И 1843 году с помпой была представлена со сцены Дрезденского театра. Однако успеха постановка не имела. Вагнера не побили благодаря исключительному вокалу и обаянию Вильгельмины Шредер-Девриент... Как бы то ни было, удачных постановок “Голландца” с момента его создания было немного.

В версии-2004 никакого мифического корабля не будет, а главные персонажи: голландец, юная Сента, размечтавшаяся избавить несчастного “моряка-скитальца” от странствий по водным просторам, и ее жених Эрик — станут изгоями общества. Общества, где, по словам режиссера, сейчас так не хватает любви, но высоко ценятся материальный успех и благополучие. Поэтому и появится у режиссера фитнес-клуб, где вагнеровские персонажи до седьмого пота крутят педали тренажеров, стремясь быть такими же, как все, и не выпасть из глянцевого однообразия благополучной жизни. Периодически будет появляться на сцене ангел — в образе современной девушки с сигаретой в зубах, еще много всяких разных сюрпризов предстанет от маэстро Конвичного в обновленном “Голландце”.

В Большом театре к “Летучему голландцу” не прикасались последние лет сорок. А нынешняя постановка представляет первую авторскую редакцию оперы. Исполняться она будет без антракта, как и задумывал композитор. Премьерой дирижирует Александр Ведерников, партию Сенты поют Анна-Катарина Бенке (Австрия) и Елена Зеленская; летучего голландца — Роберт Хейл (США); Эрика — Роман Муравицкий; Даланда — Валерий Гильманов. На сцене Большого театра “Летучий голландец” будет звучать два года, а затем перелетит в Баварскую оперу.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру