Герой популярного рекламного ролика “Ночевка в Арктике” Андрей Савостьянов, на мой взгляд, очень скромный человек. Его лицо сегодня известно в каждом доме, где есть телевизор. Казалось бы, можно спокойно задрать нос, растопырить пальцы и надуть щеки...
Андрея его рекламная популярность совершенно не волнует. Он — профессиональный актер, съемки в кофейном ролике — всего лишь малая часть его большой биографии, которая сейчас пополнилась весьма весомой ролью — Петра Ильича Чайковского в фильме “Апокриф” режиссера Аделя Аль-Хадада.
— Андрей, расскажи, тяжело быть Петром Ильичом?
— Да, это очень большая работа. Действие происходит летом 1878 года в городе Каменка, куда Чайковский приезжает отдыхать сначала почти неизвестным преподавателем Московской консерватории, позднее — композитором со всемирной славой. Фабула сценария охватывает несколько дней, во время которых Чайковский репетирует в церкви своего “Иосифа”. В итоге сочинение проваливается. Во время утренней службы, когда оно должно быть исполнено, хор вступает не в такт, и Чайковский в ужасе убегает из церкви и пропадает. Выражаясь современным языком, он “объявляется в розыск”, его семья начинает подозревать самоубийство...
Это я так, в двух словах рассказываю. Проект очень необычный. Сценарий Юрий Арабов написал еще 20 лет назад. В главной роли он видел Александра Кайдановского. Но в те времена сценарий невозможно было утвердить.
— Правда, что на роль Чайковского претендовал Олег Меньшиков?
— Да, когда вернулись к проекту, хотели снимать Евгения Миронова, но он только что сыграл в “Идиоте”, и ему, исходя из внутреннего состояния, было тяжело сниматься. Потом роль Чайковского действительно предложили Олегу Евгеньевичу Меньшикову. Но он тоже отказался. Не знаю точно, по каким причинам, — вроде бы у него намечался какой-то проект в Англии. Меня же пригласили на роль секретаря Петра Ильича. А до того мне была предложена другая роль — местного сумасшедшего. Ну а кончилось все тем, что позвонил режиссер фильма Адель Аль-Хадад и предложил попробоваться на роль самого Чайковского. Когда я узнал, что утвердили меня, настоящий шок испытал... Правда, был один тонкий момент. Меня утвердили с тем условием, что к началу съемок я похудею. Я же был очень полный. А требовалось за две недели сбросить 13 килограммов.
— Поделись рецептом.
— Во-первых, я воспользовался методом доктора Волкова. (Диета расписывается после анализа крови. — А.Т.) А во-вторых, я пошел в магазин и купил хороший велосипед, на котором в день порядка 30 километров накатывал вдоль Москвы-реки.
— Сам-то играешь на музыкальных инструментах? Например, на пианино?
— Нет, сейчас не играю. Понимаю, ты сейчас спросишь, как можно играть композитора и не играть на музыкальных инструментах. Но фильм-то не об этом!
— Да, но вот Никита Михалков, когда снимал “Сибирского цирюльника”, заставил своих юнкеров несколько недель жить в казарме.
— Не несколько недель, а три месяца. Это я знаю абсолютно точно, потому что сам играл в “Сибирском цирюльнике”. Ради этой роли все прелести казарменной жизни пришлось испытать на себе. К сожалению, роль получилась не очень большой. Фильм идет около трех часов, а рабочего материала отсняли на все восемь. У меня осталось всего два эпизода. Мой герой подкладывает какую-то мину во время экзамена. Помнишь, когда конфетти взрывается? И еще когда Олег Меньшиков в театре идет по направлению к Алексею Петренко, я кричу: “Стой! Стоять!”
— И какие роли ты считаешь самыми интересными?
— “Нежный возраст” Сергея Соловьева. Играю одноклассника главного героя, который после школы устраивается на работу в зоопарк. Потом “Брат-2”. Там у нас был эпизод с Сергеем Маковецким. Многим, кстати, запомнился. Я строго так ему говорю: “Белкин, такими деньгами не шутят!” Что еще? Главная роль в одной из новелл сериала “Блюстители порока”. На самом деле одной из первых больших работ была комедия “Лихая парочка”, которая снималась в 92-м году. Я там играл милиционера. Еще была картина Кучинского “Хоровод”.
— В профессии ты не первый год. А узнают в основном по рекламному ролику. Не обидно?
— А куда деваться? Ролик этот чаще показывают. Да я и не считаю, что это плохая реклама. Она сделана на хорошем уровне.
— Видимо, ты делаешь большую ставку на своего Чайковского? И после премьеры рассчитываешь проснуться знаменитым и богатым?
— Ну, деньги здесь ни при чем. Я вообще не закольцован на актерской профессии. Мне, допустим, нравится заниматься детской педагогикой. Учу детишек в Класс-центре Сергея Казарновского. В прошлом году мы делали спектакль “Чайка Джонатан Ливингстон” по Ричарду Баху. В этом году делаю с ними Борхеса — “Дом Астерия”. Еще у меня есть свой спектакль. Я написал пьесу “Свинопас” по мотивам сказки Андерсена. Перенес действие в современность, сам написал тексты песен. Премьера состоялась в театре “ET CETERA”, а сейчас она идет в театре Олега Табакова.
— У Табакова ты еще что-то играешь?
— Да, в пьесе “Когда я умирала”. И еще совсем крошечная роль в “Бумбараше”, но мне она дорога, и мне очень нравится туда приходить. Это второй спектакль в моей жизни. Я не играл его лет семь, пока меня не попросили заменить одного из актеров.
— Как ты вообще оказался в актерской профессии?
— В восьмом классе школы мой одноклассник Ваня Голубев узнал, что я очень хочу заниматься кино и театром. Благодаря Ване, который выискивал в газетах объявления из серии “Киностудия “Мосфильм” приглашает...”, стал сниматься. Потом попал в актерскую студию, существовавшую на базе Дома кино. Из нее, кстати, вышли Наталья Варлей, Николай Караченцов.
— А трудовая книжка где лежит?
— Не в театре, так скажем... Просто у меня еще есть свой театральный фонд. Собираюсь с его помощью реализовывать всевозможные проекты. Я занимался сценарными работами, был ведущим на телеканалах, работал менеджером в ночном супермаркете и так далее. А вообще я мультики люблю. Для меня идеально “сниматься” в мультфильмах. (Смеется.)
— Прости, сколько тебе лет?
— Тридцать.
— Многое уже успел...
— Просто очень люблю работать. И не очень люблю отдыхать.
— В целом производишь впечатление очень добродушного человека. Чувство агрессии тебе совсем не знакомо?
— Ну почему... Случается быть и злым, и агрессивным. Особенно когда вижу агрессию по отношению к своим родным и близким, к людям, которых я люблю. Я по гороскопу Телец и Бык. Так что добродушный я только до определенного предела.
— Может, вспомнишь, когда дрался в последний раз?
— Ох, кажется, году в 92-м.
— Победил? Или в драке, согласно восточной философии, никто победить не может?
— Победил. Правда, потом я сбежал, потому что на меня после этого набросилось сразу 15 человек. (Смеется.)