“НИКА”ких ошибок

Сын за отца отвечает: “9 рота” — главный фильм года

“Если бы Никита Сергеевич получил “Нику”, а он ее заслуживал не меньше, чем Миронов или Смольянинов, то мы с удовольствием бы его приветствовали. У нас все по-честному. Хочется, чтобы и другие это чувствовали”.

Юлий Гусман, основатель “Ники”, — в интервью “МК” сразу после церемонии вручения национальной кинематографической премии


“Ника” в этом году удивила: порадовала и не утомила. 19-я церемония вручения национальной кинематографической премии оказалась на редкость стильной и элегантной. Тот случай, когда возраст идет на пользу. Видимо, и нападки “Орла” пошли на пользу, ибо конкуренция, как известно, — двигатель прогресса. “А мы крепчаем”, — в своей смачной манере высказался по этому поводу бессменный “Никин” вдохновитель Юлий Гусман перед началом церемонии, проходившей 17 марта в Театре Российской армии.


Обычно в этом месте в наших ежегодных репортажах с “Ники” следовала фраза: “Те, кто хотел, уже посмотрели церемонию по ТВ, поэтому мы расскажем о том, что осталось за кадром, и поделимся своими впечатлениями”. Ан нет. Лучшую за последние годы церемонию раздачи крылатой богини наши телемонстры отказались транслировать, сославшись на то, что они — учредители “Орла” и потому (почему?) не могут. И — проиграли. Зрителей своих лишили хорошего зрелища, себя — рейтинга. Повезло только тем, у кого есть возможность смотреть СТС — в воскресенье вечером (увы, в записи!) он показал 19-ю “Нику”.

Итак, господа, вот чего вас лишили. Вам не дали увидеть, как блистательно начал вечер Михаил Ефремов, прочитав стихотворный монолог о Музее кино, который выгнали из Киноцентра (“Конечно, киноманы не умрут, устроится куда-нибудь и Клейман”), и потому “Ника” решила открыть музей сама. В музее — ожившие картины из нашей киноклассики (“Мы все — из Эйзенштейновой утробы”) и реквизит из нынешних картин (“А из “Своих” — передник Михалковой”). Как президент “Ники” режиссер-легенда Эльдар Рязанов вспоминал: “Ровно 50 лет назад я вошел в это здание, чтобы снимать тут “Карнавальную ночь”. Театр уехал на гастроли, и мы снимали — в коридорах, гримерках, на этой самой сцене, где я теперь, вспоминая, испытываю священный трепет”. Как он же обыграл появление в зале через 15 минут после начала церемонии и посреди его речи Инны Чуриковой и Глеба Панфилова: “Вот идут замечательные артистка и режиссер, который устроился ее мужем. Они меня сбили, но я — поклонник этой пары. Давайте их поприветствуем!” Как приветствовали профессора Нею Зоркую, получившую “Нику” “За вклад в кинематографические науки, критику и образование”, стоявшую у истоков отечественного кинематографа и до сих пор преподающую в четырех вузах. Она подписала письмо в защиту Даниэля и Синявского, за что не только лишилась работы, ей даже пришлось скрываться. Она продала шубу, чтобы Тарковскому в трудный момент было на что жить. Таких людей “большей не делают”.

Как Марлен Хуциев, лауреат “Ники” “За честь и достоинство”, вместо того, чтобы усесться в поставленное для него на сцене почетное кресло, “усадил” туда статуэтку, а сам опустился на колено перед читавшей в его честь стихи Беллой Ахмадулиной. Как неожиданно молодым голосом Петр Тодоровский вместе с Гариком Сукачевым и его музыкантами поздравил друга. Как изящно объявил победительницу в номинации “За лучший анимационный фильм” Алексей Баталов: “Кино начиналось с движущихся картинок. И счастье, что в наше чудовищно механизированное время существует это рукотворное искусство. Вот — магия кино: как только “Ежик в тумане” (а кадры из него демонстрировались на мониторе. — Е.А.), так публика меня сразу узнает”. Как выступила Нина Усатова с “Отпетыми мошенниками” — неожиданно органично они исполнили “Каким ты был, таким ты и остался”, объявляя номинацию “За лучшую мужскую роль второго плана”. Как непосредственно демонстрировала на этом киномероприятии свою золотую медаль олимпийская чемпионка Светлана Журова: “И пользуясь случаем, хочу поблагодарить всю Россию, которая за меня болела! И мне обидно за тех, кто не получит сегодня “золото”, надо вручать и серебряную, и бронзовую статуэтки, и прямо тут на сцене поставить пьедестал, как у нас”.

А как танцевал Евгений Миронов вместе со своей сестрой Оксаной — профессиональной балериной! И потом, едва-едва отдышавшись, получил “Нику” “За лучшую мужскую роль”, трогательно утешив номинировавшегося в той же категории молодого артиста Артура Смольянинова, которому, кстати, при объявлении его зал аплодировал громче всех: “Честное слово, я не ожидал и вот только в буфете говорил, что мне понравилось, как ты, Артур, сыграл в “9 роте”. Не расстраивайся, Артур, у тебя все впереди, а у нас с Никитой Сергеевичем...” Фраза потонула в аплодисментах. Михалков был третьим в этой номинации. На церемонию он, конечно, не пришел. А значит, ему тоже не повезло быть в этот день на 19-й “Нике”. Будем надеяться, что через год на этом месте все будет, как должно, — и церемония на уровне, и от людей ее не скроют.


Алексей ГЕРМАН-мл., режиссер (“Garpastum”)

— Какая была самая первая мысль, когда вас позвали на сцену за “Никой”?

— Я вообще-то страшно переволновался. Был уверен, что мы ничего не получим.

— Думали, все достанется Бондарчуку?

— Голова работает странно. Ты анализируешь, и собственные расчеты кажутся удивительно мудрыми, а потом выясняется, что все совсем наоборот или бессмысленно. Я находился в страшном напряге. А надо было отговорить перед микрофоном и уйти... Да, в тот момент на сцене я чувствовал себя не слишком уютно.

— А если бы вам вручили “Оскара”, ваша речь бы как-то отличалась от нынешней?

— Мне вряд ли вручат “Оскара”. Я не такой форматный человек. Для этого надо снять фильм о несчастном, хромом курдском ребенке-трансвестите, который борется с “Аль-Каидой”. Но если бы все-таки вручили, речь была примерной такой же: я бы поблагодарил съемочную группу и всех, кто помогал работе над картиной.

— Кому первому позвоните и обрадуете?

— Я сейчас пытаюсь дозвониться до мамы. А уж она передаст отцу.

— С кем хотите отпраздновать премию?

— Я так далеко еще не заглядывал. (Улыбается.)


Федор БОНДАРЧУК, режиссер (“9 рота”)

— Какой была самая первая мысль, когда вас назвали лучшим?

— Я бы не сказал, что в тот момент меня посетила какая-то конкретная мысль. Я радовался за своих коллег, и прежде всего за свою съемочную группу. “Ника” за “лучший игровой фильм” — это же коллективный приз.

— Близкие друзья пришли сюда с вами. Кому же тогда позвоните похвастаться?

— Сестре. К сожалению, Наташа не смогла приехать, но она за меня тоже волнуется.

— Какая премия для вас самая дорогая?

— Самое дорогое — это семь миллионов человек, которые посмотрели мой фильм. Что позволило стать “9 роте” лидером проката 2005 года. Если положить на чашу весов премию и то, что я вам сейчас сказал, я бы, не задумываясь, выбрал зрительскую аудиторию. Поскольку я не камерный режиссер и снимаю кино для большого зрителя.

— “Нику” получили. Что дальше?

— Буду работать над новой картиной по роману братьев Стругацких “Обитаемый остров”. Хотелось запуститься в августе, но, боюсь, не успеваем. Начнем в сентябре. Так что исчезну от вас, журналистов, на полгода. Какое счастье!


Сергей БАТАЛОВ, актер (“Коля — перекати поле”)

— Гусман просил всех номинантов подготовить шпаргалки с речью заранее…

— А я ничего не готовил. Слишком неожиданное награждение. Вышел на сцену как в тумане, и уже не помню, что говорил. Если бы готовился заранее, сказал бы что-нибудь умное. (Смеется.)

— О чем думали, когда шли на сцену?

— Номинация за женскую роль шла после мужской. Я выходил на сцену за статуэткой и с волнением думал об Ире Розановой. Ведь в фильме мы с ней сыграли мужа и жену. Потом, когда и Розанову наградили, очень обрадовался за нее. Символично, что “Нику” тоже вместе получили!

— Кому первому позвонили обрадовать?

— Жене, конечно же! Она играет в спектакле, поэтому пришлось скинуть эсэмэску. Потом позвонил дочке. Она очень хотела со мной прийти, но ее не пустила ангина. Так что спешу домой праздновать вместе с ними.

— “Нику” получили, что дальше?

— Как что? Работать надо. Заканчиваю сниматься в дебютном фильме Саши Мохова под рабочим названием “Миллионерша”. Есть еще несколько приглашений.


Юлий ГУСМАН, “отец” “Ники”

— Довольны ли результатом голосования?

— Как решила академия, так и правильно. Голосование было сложным. Были картины, которые могли претендовать абсолютно на все награды.

— Как относитесь к тому, что Сокуров просил снять “Солнце” с номинаций?

— Обидно. Дело же не в церемонии награждения. Это показывает наш низкий уровень правосознания: сначала претендента выдвигают, потом проходит голосование, а потом он отказывается, когда уже ничего нельзя сделать.

— Зачем тогда понадобилось выдвигать оппонента “Ники” Михалкова на “лучшую мужскую роль” в “Статском советнике”?

— Мы не можем обходить интересные кинособытия и не занимаемся подтасовками. И если бы Никита Сергеевич получил бы “Нику”, а он ее заслуживал не меньше, чем Миронов или Смольянинов, то мы с удовольствием бы его приветствовали.

— Но он же не пришел...

— Это его личное дело. Картину выдвигали продюсеры. “Статский советник” проходил по нескольким номинациям. Фильм получился симпатичным, и мне, например, нравится. И, я думаю, было бы несправедливо обходить такую картину. У нас все по-честному.

ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ПРЕМИИ “НИКА” ЗА 2005 ГОД

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

“9 рота”, реж. Федор Бондарчук


ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА

Алексей Герман-мл., “Garpastum”


ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ СТРАН СНГ И БАЛТИИ

“Тбилиси, Тбилиси”, реж. Леван Закареишвили


ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ

“Блокада”, реж. Сергей Лозница


ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

“Каштанка”, реж. Наталья Орлова


ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ

Юрий Арабов, “Солнце”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ОПЕРАТОРА

Юрий Клименко, “Космос как предчувствие”


ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ

Дато Евгенидзе, “9 рота”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ЗВУКОРЕЖИССЕРА

Кирилл Василенко, “9 рота”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА

Владимир Аронин, “Статский советник”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Елена Малич, “Garpastum”


ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ

Евгений Миронов, “Космос как предчувствие”


ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Алиса Фрейндлих, “На Верхней Масловке”


ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Сергей Баталов, “Коля — перекати поле”


ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Ирина Розанова, “Коля — перекати поле”


ОТКРЫТИЕ ГОДА

Андрей Кравчук, “Итальянец” (режиссер)


ЗА ВКЛАД В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ, КРИТИКУ И ОБРАЗОВАНИЕ

Нея Зоркая


ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

Марлен Хуциев


ЗА ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КИНЕМАТОГРАФА

“В круге первом”, реж. Глеб Панфилов