И взлетит, и поплавает

Военные хотят построить экранолет чудовищных размеров

В Минобороны решили реанимировать уникальное направление авиастроения: строительство экранопланов — самолетов, способных взлетать и садиться на воду. Недавно на заседании Морской коллегии вице-премьер — министр обороны Сергей Иванов заявил: “Будет создана федеральная целевая программа, по которой Нижний Новгород станет производить экранопланы”. Конструкторы авиационного научно-технического комплекса имени Бериева сразу же откликнулись и пообещали создать новый сверхтяжелый транспортный самолет-амфибию “Бе-2500”.

Впервые об экранопланах заговорили еще начале прошлого века. Конструкторы заметили, что когда самолет взлетает или садится, то в нескольких метрах от поверхности, где имеются восходящие потоки, у машины появляется “второе дыхание” — дополнительная подъемная сила. Это назвали “экранным эффектом”. Тогда же возникла идея: создать аппарат, способный летать, “опираясь” на восходящие потоки, что позволило бы в несколько раз уменьшить расход топлива.

Создавать такую машину в нашей стране еще в 30-х годах начал Роберт Бартини — “красный барон”. Итальянский аристократ, коммунист, он уехал из фашистской Италии в СССР, где стал ведущим авиаконструктором. Среди десятков его работ был и экранолет “ВВА-14”, полета которого он так и не увидел. Помешали 10 лет ГУЛАГа и 5 лет поражения в правах за “шпионаж в пользу Муссолини”, от которого он когда-то и сбежал.

В 60-х годах эту тематику продолжил новгородский конструктор Алексеев. Он сделал первый боевой десантно-транспортный экраноплан “Орленок”, а затем экранолет-ракетоносец “Лунь”, который в 1987 году приняли в состав Каспийской флотилии. “Лунь” массой в 400 тонн мог мчаться над водой со скоростью 400—500 км/ч. Он был вооружен противокорабельными крылатыми ракетами “Москит” длиною 9,4 м, весом 4 т и скоростью полета 2800 км/ч, которые могли поражать цели на дальностях до 90 км.

За уникальные боевые характеристики американцы прозвали “Лунь” Каспийским Монстром и выделили около $5 млрд. на разработку его аналога, который так не смогли сделать до сих пор. А в России, где было построено два таких ракетоносца, тем временем о них просто забыли. Один “Лунь” до сих пор ржавеет где-то на Каспии, а другой так и остался стоять прикованным к стапелям завода в Нижнем Новгороде.

Фактически эти машины пали жертвой субъективизма: один главком ВМФ хотел строить подлодки, другой — корветы, считая экранолеты бесперспективной забавой. Окончательно забыть о них не дал глава МЧС Сергей Шойгу, закупив для своего ведомства несколько экранолетов

“Бе-200”, которые успешно используются для тушения лесных пожаров и спасения людей на воде.

И вот теперь об экранопланах снова вспомнили. На сей раз, похоже, также не обошлось без “субъективизма” — чувствуется влияние нового главкома ВМФ Владимира Масорина. В 1996—2002 годах он командовал Каспийской флотилией, где, конечно же, мог ознакомиться с уникальными возможностями этих машин.

“Бе-2500” будет действительно монстром — взлетный вес его составит 2500 тонн. Полезная нагрузка — до 1 тыс. тонн. Размах крыла — 125 метров, длина — 115 метров, высота — 29 метров. Крейсерская скорость на высотном режиме — 770 км/ч, на экранном режиме — 450 км/ч. Для сравнения: размах крыла “Боинга-747” — 64,4 м, длина самолета — 70,6 м, высота — 19,4 м.

…Что ж, возможно, в новом веке российским экранолетам повезет больше, чем в прошлом. Если, конечно, какая-нибудь очередная “смена команды” снова не превратит это уникальное направление авиации в “бесперспективную забаву”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру