“Россия” уходит в землю

От знаменитого отеля осталась лишь пятая часть

Последние дни декабря — время, когда подводятся итоги. Чем жила страна, какие случались катаклизмы, как принятые политические решения меняли жизнь людей? “МК” посчитал, что одним из символических событий года стала разборка, которую учинили в центре столицы. Разборка гостиницы “Россия”.

Напомним, работы по ее ликвидации начали 31 декабря 2005 года. С тех пор миновал без крошек год. Репортеры “МК” решили навестить исчезающую достопримечательность столицы и выяснить, как обстоят дела с бывшим “русским “Хилтоном”.


Уже на протяжении нескольких недель “главный участок боя с “Россией” — высотный корпус-башня отеля. По замыслу архитекторов, это была основная изюминка огромного здания. В башне располагались номера-люкс, знаменитый ресторан “Кремлевский”…


На верхотуру поднимаемся вместе с Ириной Гущевой, руководителем пресс-службы компании “Сатори”, которая ведет разборку гостиницы. Путь не самый легкий: по узкой лестнице, минуя кучи битой штукатурки, обрезки труб, обрывки проводов… На некоторых этажах бетон потолочных перекрытий покрыт черным налетом — похоже, это следы того страшного пожара в “России”, случившегося зимой 1977-го.

— Общая высота 24-этажной башни — 86 метров, — рассказывает Ирина. — С конца октября, когда мы приступили здесь к работам, демонтированы уже два верхних этажа, а к Новому году планируется уменьшить рост высотки до 20 этажей…

Над входным проемом еще сохранились следы прежней надписи: “Ресторан”. Проходим по бывшему двухъярусному залу (совсем недавно среди москвичей и гостей столицы об этом роскошном заведении легенды ходили, попасть сюда было почти невозможно!). Еще один лестничный марш, и мы… на улице: от бывшего здесь технического этажа остались лишь пеньки опорных колонн. Со “строительной площадки” открывается великолепный вид на центр столицы, но, увы, любоваться им отсюда недолго. Прямо на потолочном перекрытии пыхтит мини-экскаватор, “отгрызающий” с помощью гидромолота очередной фрагмент конструкции. Электрогазосварщик, свесившись с крайней опоры, разрезает последние прутки арматуры — и вот уже 4-метровый кусок балки отделился от стены и повис на стропах, опущенных с крана… Среди шума работающих механизмов чуть ли не под ногами рабочих спокойно разгуливают два голубя. “Наши ребята их тут подкармливают, вот и приручили”, — улыбается прораб.

— По плану наземная часть отеля должна исчезнуть с лица земли к концу февраля. При этом треть конструкций — часть несущих стеновых профилей, напоминающих в плане букву “Н”, и облицованные мрамором пилоны, украшавшие фасад отеля, — будет сохранена и использована при строительстве нескольких новых гостиниц в районе МКАД. Почти всю остальную часть строительного мусора, образующегося при разборке, мы пускаем в переработку. Бетон и кирпич дробится в щебень, который идет на подсыпку дорог, арматура уходит в металлолом… Даже битые оконные стекла отправляются на переплавку!

— На сегодняшний день от наземной части “России” осталось лишь 20%, — уточнила “диспозицию” Гущева. — Кроме башни еще примыкающая к ней часть северного корпуса, маленький огрызок южного и, наконец, концертный зал “Россия” — сейчас оттуда вывозят оборудование, элементы интерьера… Все части здания мы разбираем методом демонтажа конструкции вплоть до уровня пятого этажа, а уже после этого можно рушить стены и перекрытия экскаваторами. Это значительно быстрее.

— А почему же тогда не пустить их в дело пораньше?

— Наши специалисты просчитали, что если при таком способе разрушения обломки будут падать с большей высоты, возникнет опасность, что они могут пробить перекрытия подвальных этажей, в которых еще работает техническое оборудование, находятся действующие коммуникации, трансформаторные подстанции.

— Были какие-то “сюрпризы” от “России” во время ее разбора?

— Пожалуй, лишь две неприятные неожиданности. Одна из них — при ликвидации подъездного пандуса со стороны Варварки. Думали, что его удастся разрушить с помощью экскаваторов, но когда эта тяжелая техника начала там работать, завибрировали фундаменты и стены расположенных поблизости старинных церквей и палат. Чтобы не повредить памятники архитектуры, нам пришлось насыпать толстую песчаную подушку, которая гасила вибрации, и вместо экскаваторов использовать более трудоемкий способ: пандус распиливали на небольшие куски при помощи специальных канатов с алмазным покрытием. Понадобилось также укрепить перекрытия нижней — так называемой стилобатной — части со стороны южного корпуса: выяснилось, что эти конструкции не рассчитаны на дополнительные нагрузки от проезжающих сверху тяжелых грузовиков и экскаваторов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру