Культурная резолюция

Что нужно посмотреть, прочитать и послушать в 2008 году

А не пошли бы вы, товарищи, в музей?

Как, впрочем, и в театр? Или в кино? Ну-с, какие культсюрпризы год високосный нам подкинет? Репертуар-2008 уготован достаточно вкусный, уж, по крайней мере, достойный для поддержания застольной беседы… “МК” представляет самые громкие и самые ожидаемые премьеры нового года.

БУМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ:


А не замахнуться ли нам на Вильяма?

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Опера Римского-Корсакова “Майская ночь”.

7 и 27 февраля

Несмотря на то что 200-летний юбилей Гоголя будет в 2009 году, режиссер Александр Титель обратился к произведению классика уже сейчас. А 80 лет назад сам Станиславский ставил эту оперу. Говорят, в свое время взяться за партитуру “Майской ночи” Римского-Корсакова уговорила жена. Как признавался композитор, это его любимейшая повесть из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”: “В ней есть все, что только может пожелать оперный композитор, — и любовь молодых героев, и комические ситуации, и фантастический мир русалок, и повод для симфонической живописной картины — украинская ночь…” Титель готовит принципиально новое решение сценических образов.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Балет “Красота в движении”.

28 и 29 февраля

В главной роли — гордость отечественного балета, прима-балерина Мариинского театра — Диана Вишнева. На сей раз она не только предстанет перед зрителями в современном балете без традиционных па-де-де, но и объединит в своем исполнении три оригинальные хореографические истории: “Лунный Пьеро”, “Flow”, “Three point turn”. Их специально для нее поставили Алексей Ратманский, Мозес Пендлтон и Дуайт Роден, ведущие мировые балетмейстеры, с которыми Вишнева еще никогда не работала. Диана станцует и соло, и дуэтом. Но без традиционных пуантов и пачки.

“Театриум на Серпуховке”. “ПАБ”.

Февраль

Шок первой половины театрального 2008 года — давно не выходившая на сцену Людмила Гурченко в роли дьявола. Это случится в Театриуме на Серпуховке в конце февраля. Скандальные драматурги братья Пресняковы заделались режиссерами (что раньше случалось только за границей) и поставили собственную пьесу “ПАБ”. В некой стране главы государств собираются на встречу, которую им назначил сам сатана. Речь пойдет, ну конечно, о конце света. В спектакле играют литовский актер Регимантас Адомайтис, Виталий Хаев (на нем — целых пять ролей) и Михаил Шац (это его первая сугубо театральная работа). Над оформлением спектакля трудится Алла Коженкова.

Театр им. Вахтангова. “Казанова: уроки любви”.

Февраль

Экстравагантный Житинкин только что закончил работу над экстравагантным спектаклем “Казанова: уроки любви”. “Это шумный проект по пьесе Гарри Крамского, — рассказал Житинкин “МК”, — она никогда не ставилась, она сродни литературным мистификациям Шварца. Сталкиваются Казанова и Дон Жуан. И кто-то должен победить. Впервые мемуары Казановы на сцене! Актерский состав отличный — стареющего Казанову сыграет Владимир Меньшов, у которого никогда не было серьезной драматической роли в театре. Дорогие костюмы, на сцене — огромные зеркала, огромные окна, льется живая, настоящая вода, спектакль помогал делать авиационный конструктор”.

Драмтеатр им. Станиславского. “Мученики любви”.

Март

Самый дерзкий проект весны будет осуществлен в драматическом театре имени Станиславского. Это “Мученики любви” по опере Глинки и поэме Пушкина “Руслан и Людмила”. На инсценировку и перекрой этих двух великих сочинений решилась обозреватель “МК” Екатерина Кретова. Идея вдохновила режиссера Татьяну Ахрамкову на создание весьма необычного по жанру спектакля, который авторы окрестили “актерской оперой”. Название “Мученики любви” позаимствовано у Пушкина. В спектакле нет ни одной ноты, не принадлежащей отцу русской музыкальной классики. Хотя общий настрой ближе к игривому эротизму 20-летнего Пушкина, чем к вдумчивой зрелости 38-летнего Глинки. Исполнители всех ролей — драматические артисты. Некоторые даже не знают нот: выучили глинкинские шедевры по слуху. Оркестр — живой, без “фанер”. Режиссер репетирует, исповедуя полную свободу и чувство юмора. Поэтому на вопрос, не замыслил ли театр Станиславского составить конкуренцию оперным театрам, Татьяна Ахрамкова, не моргнув глазом, ответила: “Разве что Ла Скала…”

“Современник”. “Шарманка”.

Апрель

Во второй половине апреля мы увидим “Шарманку” по пьесе Андрея Платонова. Постановочная судьба этой пьесы более чем скудна: Платонов написал ее в конце 20-х годов, напечатана она не была — критика сталинского режима в ней слишком жесткая. Режиссер — Михаил Ефремов, который присматривался к этой вещи уже давно. В спектакле будет занята молодежь “Современника”: Артур Смольянинов, Ульяна Лаптева, Клавдия Коршунова и др. А в марте Галина Волчек планирует изменить актерский состав в спектакле “Три сестры”. Ольгу по-прежнему будет играть Ольга Дроздова, а на роль Маши выходит Чулпан Хаматова.

МХТ им. Чехова. “Конек-Горбунок”.

Май

Отнюдь не детской получилась пьеса братьев Пресняковых “Конек-Горбунок”. Основа классическая, но вольной фантазии молодым драматургам не занимать. Режиссер Евгений Писарев обещает использовать в спектакле все технические возможности основной сцены МХТ — именно “Коньком-Горбунком” она откроется после реконструкции. Спектакль музыкальный, в ролях планируются Олег Табаков, Ирина Пегова, Максим Матвеев и другие.

Фестиваль “Пиноккио”.

Сентябрь

Спектакль театра “Бричолли” “Пиноккио” расскажет российским малышам о настоящем деревянном мальчике, придуманном Коллоди. Из Саратова будем ждать “Синюю птицу”, которая прилетит специально на фестиваль “Пиноккио”. А сравнить двух деревянных мальчиков — Пиноккио и Буратино — помогут молодые российские драматурги, которые напишут про носатых мини-пьесы. Участвовать в сводном показе будут актеры Театриума на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой.

“Мастерская Петра Фоменко”. Фестиваль к 15-летию театра.

Октябрь

К юбилею будут восстановлены старые, легендарные спектакли. Это, конечно же, самая первая постановка, которой открылся театр, — “Двенадцатая ночь”. Еще можно будет снова увидеть: “Владимир” Третьей степени”, “Как важно быть серьезным”, “Приключение”, “Безумная из Шайо”. Благодаря новому зданию, который получила “Мастерская”, “Одна абсолютно счастливая деревня”  уже не покинет сцену. Фестиваль продлится месяц.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Опера Владимира Кобекина “Гамлет”.

Октябрь

Проблему “быть или не быть” придется решать оперным артистам. Режиссер-постановщик Александр Титель давно задумывал “замахнуться на Вильяма нашего Шекспира”, но несколько пожаров и ремонтов не давали приступить к опере. По словам композитора Владимира Кобекина, “опера “Гамлет” — это фантазия екатеринбургского поэта Аркадия Застырца на знаменитую трагедию Шекспира. Она написана современным языком. В ней есть даже молодежный сленг. Однако мата в “Гамлете” все же не будет”.

БУМ КОНЦЕРТНЫЙ:


Лично зная тов. Шульберта…

Большой зал консерватории. Юбилей Юрия Башмета.

24 января

Юрию Абрамовичу 55? Подумать только! Уж сколько сделано за эти годы! Пожалуй, главное — Башмет превратил скромный альт в самостоятельный солирующий инструмент, грандиозно выступив (и не раз) в самых прославленных залах мира — Карнеги-холле, Концертгебау, Барбикане! А еще… невероятное обаяние, отвага и честность к музыке. И все эти грани — в одном уникальном концерте!

“Новая опера”. Симбиоз балета и джаза (Оркестр им. Олега Лундстрема).

1 февраля

Знаменитый лундстремовский джаз-банд обрел новую жизнь, получив в худруки мощного пианиста Бориса Фрумкина. Планов теперь громадье. Идеи самые незаурядные, о чем маэстро говорит “МК” сам: “Главное — вернуть оркестру присущий ему блеск. А проектов у нас много: хотим совместить джаз и русскую народную исполнительскую школу (сотрудничаем с ансамблем “Забайкальские узоры”), сделаем программу сальса-джаза и для этого пригласим аутентичных музыкантов с Кубы или Бразилии…”

Дом музыки. Юбилейный вечер Александра Гиндина.

28 февраля

Где вы еще послушаете целых четыре рояля одновременно? Никто не шутит: на сцену Светлановского зала выкатят четыре инструмента, и Александр Гиндин (именинник), Николай Петров, Кун Ву Пек и Киприен Катсарис поразят виртуозностью переложений оркестровых опусов Равеля и Дебюсси: возможности неисчерпаемы! Хотя идея соединения роялей в квартет возникла в XIX веке, к ней прибегают и поныне, да только класс исполнительства должен быть самым отменным. Таким, как у Гиндина. И куда уж выше? В 17 лет стал лауреатом конкурса Чайковского, в 22 — конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе; сейчас ведет свой класс в консерватории.

Дом музыки. “Все фортепианные концерты Бетховена”.

3 и 4 апреля

“Музыка Бетховена очень энергичная, и такая разная. Мне кажется, с высшими силами, с божественными покровителями искусства он общался без посредников, напрямую”, — так отзывается о мастере выдающийся британский пианист Джон Лилл, который вместе с большим оркестром Владимира Спивакова обещает произвести сенсацию концертным марафоном из 5 концертов Бетховена.

БУМ КАРТИННЫЙ:


Скромненько, но со вкусом

Третьяковская галерея. Громкая выставка Анри де Тулуз-Лотрека.

19 февраля — 4 мая

Это на его афишах красуются циркачи, жокеи, актрисы и дамочки легкого поведения. Кстати, последним он посвятил целую серию работ. Дворянин и калека (сломал в юности обе ноги), Анри какое-то время жил в публичном доме, так что кому как не ему, как говорится, много знать о дамочках. Уже 18 февраля около 80 офортов и литографий из коллекции Национального института истории искусств Франции (а также карандашный автопортрет художника из частного собрания в Швейцарии) окажутся в Москве. Что тем более ценно, ведь последний раз Лотрека привозили сюда более 20 лет назад!

Третьяковская галерея. “Золотое руно”.

12 марта — 11 мая

“Сенсация! Ван Гог в Москве!” Наверное, именно так кричали мальчишки-продавцы газет о выставке “Салон Золотого Руна”, состоявшейся 100 лет назад в Москве. Ведь тогда выставка (с легкой подачи журнала “Золотое Руно”) соединила таких художников, как Сарьян, Уткин, Ван Гог, Гоген, Сезанн, Матисс… Всего 34 выпуска журнала, а сколько знаменитых художников! И вот Врубель и Борисов-Мусатов, Константин Сомов и Александр Бенуа соберутся под крышей Третьяковки, чтобы дать возможность представить, каким был художественный журнал начала прошлого века. Всего — свыше 200 произведений из собраний живописи, графики, скульптуры.

“Фотобиеннале-2008”.

15 марта — 15 мая

Город готов к массовому вылету птичек! “Около ста экспозиций, звезды России и зарубежья, история фотографии и современные авторы, а также огромная экспозиция фотодокументалистики! Одна за другой по всему городу будут открываться экспозиции почти из 20 стран (от Франции, Англии и Чехии до Бразилии и Индии). Главное новшество — виртуальное путешествие и карта биеннале в Интернете.

ГМИИ им. А.С.Пушкина, МУАР и Винзавод. Илья и Эмилия Кабаковы.

Сентябрь—октябрь

Забавная история: сотрудница одного из крупнейших российских музеев как-то приехала в Нью-Йорк и решила сходить на выставку Ильи Кабакова. Когда она увидела воду, текущую с потолка, так переволновалась, что начала звонить в Москву. Ей никак не удавалось объяснить: это задумка автора. Илья Кабаков с женой представят ретроспективы “Альтернативная история искусств”, “Где мы?”, “Красный вагон” и проч. Кстати, одна из них — инсталляционный проект “Империя мух” — воссоздает залы учебного провинциального советского музея с его атмосферой “безнадежной скуки, в которой мрут даже мухи”. И мухи будут умирать взаправду

БУМ КНИЖНЫЙ:


Рукописи не горят

Наше. Уже известно, что Дина Рубина пришлет из Израиля новый плод трудов — мистический роман “Почерк Леонардо”. Людмила Улицкая выпускает сборник драматических произведений “Русское варенье и другое”. У Владимира Сорокина выйдет новый сборник рассказов под названием “Розовый клубень”. А Паоло Коэльо опубликует новый роман “Брида”. У Полины Дашковой близится к завершению вторая часть романа о Гражданской войне “Источник счастья. Часть 2”. Евгений Гришковец наконец-то порадует поклонников целым романом — по слухам, под названием “Асфальт”.

Забугорное. Для тех, кто любит пострашнее, — неопубликованный ранее психологический роман Стивена Кинга “Блейз”. На родине он выпустил этот роман под псевдонимом. Потом он этого воображаемого автора умертвил и стал работать под нынешним именем. Мама всех муми-троллей Туве Янссон покажется России в новом качестве: до того, как муми-тролли стали героями для детей, они были сплошь политизированными комиксами на страницах английской периодики. Теперь все эти комиксы для взрослых будут изданы отдельной книгой, которая появится в продаже к весне. Из громких визитов иноземных писателей в Москве ожидается весной кумир многих читательниц Амели Нотомб с новым романом.

Выставка “Книги России”, что два раза в год неизменно проходит на ВВЦ, состоится и в нынешнем году. Весенняя ярмарка пройдет с 12 по 17 марта в 57-м павильоне. Региональным гостем станет республика Тува, о которой в прошлом году вышло серьезное издание под редакцией Сергея Шойгу. Кроме того, готовится выставка, посвященная электронной книге. В очередной раз вручат антипремию “Абзац” за самую худшую книгу.

Осенняя ярмарка, запланированная на сентябрь, ждет специального гостя, в этом году Украину. Организаторы уверены, что на ярмарку придут от 150 до 250 тысяч человек. Подорожания билетов пока не планируется. Они, как и раньше, будут стоить около 80 рублей.

БУМ КИНОШНЫЙ:


Старушка Робертс нас заметит

ЧТО: “Старикам тут не место”

КОГДА: 7 февраля

ЧТО ОСОБЕННОГО: Многим покажется, что это обычная черная комедия про наркотики, маньяка (Хавьер Бардем), неудачника (Джош Бролин), шерифа (Томми Ли Джонс) и про огромное количество персонажей, которые умирают, не успев даже моргнуть в камеру. Зрителю, обремененному знаниями, будет чему порадоваться — ведь это первый после почти шести лет настоящий коэновский фильм. Киноманам он напомнит знаменитых братьев Джоэла и Итана в их лучшие времена — времена “Просто крови” и “Фарго”. Когда простейшее, казалось бы, дело — унести ноги с чемоданом денег — превращается в кровавый танец, исполняют который не самые приспособленные для танцев люди. И действо напоминает то драму, то комедию, то мелодраму, то попросту карнавал.

НАСЛАДИТЕСЬ: Хавьером Бардемом с новой прической и в новом амплуа — маньяка, идущего по следу неудачника, волею случая ставшего обладателем чемодана денег.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Хавьер Бардем: “Для меня фильмы с насилием всегда были дикостью. Но если мы говорим об американском кино, это насилие, верно? В европейском кино главное — секс, человеческая природа, сам человек. В фильме есть сцена, где мой герой совершенно голый. Между дублями я прохаживался по площадке. Смотрю: группа прикрывает глаза. Смотрю в монитор: моя задница неплохо выглядит. Ну, хорошо, возможно, у меня не самая совершенная задница на свете. Но группа отводила глаза. Зато когда в другой сцене я убил трех мексиканцев, было море крови, группа аплодировала!”

ЧТО: “Суинни Тодд, маньяк-парикмахер”

КОГДА: 6 марта

ЧТО ОСОБЕННОГО: С одной стороны, музыкальный фильм для Тима Бартона — дело обычное. С другой — он еще никогда не брался за чужие мюзиклы. Благодаря “Суинни Тодду”, который с успехом идет на театральных сценах мира уже более 50 лет, мы можем узнать, что думает режиссер о мире живых.

Человек, у которого отобрали все, что было ему дорого, возвращается в Лондон через 15 лет каторги, называется Суинни Тоддом (Джонни Депп), парикмахером, вновь открывает брадобрейное дело и мечтает отомстить тем, кто был виновен в крушении его жизни. И если бы не мадам Ловетт (Хелена Бонэм Карьер), хозяйка пекарни, влюбленная в Суинни Тодда с давних пор, он ограничился бы трупами своих недругов, но влюбленная женщина по доброте душевной советует ему резать горло всем подряд клиентам, а от тел избавляться, делая из них начинку для пирогов.

НАСЛАДИТЕСЬ: Конечно же, пением актеров. И если бы вы слышали, какие дуэты выпевают они и с какой злой иронией эти дуэты обставляет режиссер, вы бы не стали сомневаться в том, что “Суинни Тодд” — один из главных фильмов наступившего года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:  Джонни Депп: “Вы говорите, что после этой роли у меня станет меньше поклонниц? Наконец-то! Да, я никогда прежде не играл подобного. У меня была возможность заставить зрителей любить меня — когда мой герой страдает о потерянной семье, и ненавидеть — когда он режет горло своим клиентам”.

ЧТО: “Война Чарли Уилсона”

КОГДА: 24 апреля

ЧТО ОСОБЕННОГО: Новый взгляд на войну в Афганистане. А именно — кто виноват, что Советский Союз еле унес ноги от кучки крестьян. Во всяком случае, создатели фильма формулируют свои цели и задачи именно таким образом. Речь идет о конгрессмене от штата Техас (Том Хэнкс), агенте ЦРУ (Филип Сеймур Хоффман) и светской львице (Джулия Робертс), которые решают остановить коммунистическую угрозу на Ближнем Востоке. 

НАСЛАДИТЕСЬ: Триумфальным возвращением Джулии Робертс, за три года отсутствия успевшей обзавестись многочисленным семейством. Она просто великолепна в образе светской львицы середины 80-х — со всеми вытекающими вроде пышно взбитой прически, яркого макияжа и вызывающих ностальгию нарядов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:  Джулия Робертс: “Нет, я совершенно не думала о том, что буду играть женщину 50 лет. Но в данном случае я могла себе позволить быть пятидесятилетней, потому что знаю, что реальная Джоанна Херринг делала себе пластические операции. И моей задачей было как-то так изменить выражение лица… сделать с собой что-то такое, чтобы, оставшись собой, стать старше на десять лет”.

ЧТО: “Секс в большом городе”

КОГДА: 19 июня

ЧТО ОСОБЕННОГО: То, что сюжет первого фильма, в основе которого — популярный телесериал, — держится в строжайшей тайне. Нет сомнений, что эта картина, чья российская премьера состоится в начале лета, задаст тон всему отпускному сезону. Кстати, по слухам, Керри наконец выйдет замуж.

НАСЛАДИТЕСЬ: Конечно, каждый может получать наслаждение от сравнения собственных любовных неудач и успехов с неудачами и успехами экранных героинь. Но мы бы посоветовали обратить внимание на наряды Керри, Миранды, Саманты и Шарлотты и получить удовольствие от них. Потому что соревноваться с этими девушками невозможно.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Сара Джессика Паркер: “Мне часто приходится разочаровывать людей, потому что у меня нет ответов на их вопросы. У меня нет степени по психологии, и я не специалист по решению сексуальных и прочих личных проблем”.

ЧТО: “Особо опасен!”

КОГДА: 27 июня

ЧТО ОСОБЕННОГО: Голливудскую работу Тимура Бекмамбетова уже включили в список 15 самых ожидаемых фильмов-экшн 2008 года. Ролик же демонстрирует зрителям прекрасную форму Анджелины Джоли, большое будущее Джеймса МакАвоя (“Искупление”) и ни одного кадра с нашим Константином Хабенским. В основе сценария — комикс, позволяющий разнообразные возмутительные отступления от скучных правил реальной жизни.

НАСЛАДИТЕСЬ: Не знаем, что будет значить для карьеры Константина Хабенского роль в голливудском блокбастере, но что для Анджелины Джоли это бенефис — абсолютно точно. Она демонстрирует прекрасную форму и потрясающее владение разнообразным огнестрельным оружием. Залюбуешься.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Анджелина Джоли: “Для меня съемки в этом фильме были спасением. Тогда умерла моя мама и мне просто необходимо было занять себя. Мне нужна была работа, отключающая мозги, я не могла оставаться там, где была, — там просто не было необходимости просыпаться каждое утро. Так что нужно было найти что-то, что заставило бы меня быть активной”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру