Башмет проГРЭММел на весь мир

С шестой попытки американский музыкальный олимп был взят

Ну вот и свершилось: ночью из оргкомитета юбилейной, 50-й “Грэмми” звонят 55-летнему Юрию Абрамовичу в Токио (сегодня там в “Сантори-Холле” ожидается грандиозный концерт) и коротко рапортуют: “Башмет и его “Солисты Москвы” становятся лауреатами!” Статуэтка прилагается (вышлют по почте)…

— Башмет обалдел, — рассказывает нам по телефону из Японии выдающийся альтист Роман Балашов (арт-директор ансамбля и правая рука Ю.А.), — по идее, мы должны были быть там, в Лос-Анджелесе. Но столько раз уж номинировали и не вручали, что мы даже и не озадачивались. И вдруг такой сюрприз…

Сам Юрий Абрамович к своим “неприсужденным” “Грэмми” (пять было лично ему, из которых два — ему с “Солистами…”) относился всегда философски:

— Знаете, сама по себе номинация на “Грэмми” — это уже победа. Тебе даже присылают официальную телеграмму с поздравлением. Ведь номинация — не конкурс: конкурс уже позади, и мы вышли из него лучшим коллективом в своем жанре. Сам-то жанр (исполнение классического произведения в составе малого ансамбля) мы выиграли! Вуди Аллен, например, четырежды номинировался на “Оскар”, да так его и не получил. Ну и чего ж мне переживать?

Это Башмет часто повторяет: “Мы с Вуди Алленом — родственники!” Зато теперь — повод попереживать уже от радости: премия-то вручается за лучшую запись, и хоть у “Грэмми” нет денежного эквивалента, лауреат все равно не остается без мощных преференций — теперь этот диск с “Мимолетностями” Прокофьева и музыкой к одноактному балету Стравинского “Аполлон Мусагет” в каждом магазине планеты будет стоять на самом видном месте на особой подставочке с надписью “Grammy Awards”.

— Представляете, сколь колоссальное паблисити для Башмета, “Солистов…” и всей России! — восклицает Балашов, всю ночь принимающий поздравления за г-на Башмета. Сам маэстро на связь не выходит: весьма занят подготовкой к вечернему концерту с Моцартом, Бахом и Брухом. Интересный факт: еще ни о каких “Грэмми” не было известно, а японцы уже подчистую раскупили весь огромный “Сантори-Холл”! Даже кронпринц пожалует…

— Но Юрий Абрамович-то рад?

— Он рад не столько за себя (Башмет музыкант мирового уровня и всем уже все доказал), сколько за “Солистов Москвы”, которым в прошлом году исполнилось 15 лет. И с 1992 года — в эти самые тяжелые времена — оркестр славил Россию, был вместе со своею страной. Башмет так и зовет “Солистов...” — “оркестром неуехавших”. Поэтому важен не факт получения приза, а то признание, которое есть у оркестра и без “Грэмми”. Тут посчитали: мы, будучи на гастролях, 34 раза обогнули Землю по экватору!

Да и Башмет всегда настаивал, что специально за победу на “Грэмми” они никогда и не боролись: “Наш конкурс — это 90 концертов в год по всему миру!” Опять же диски записывали постоянно: за три года — три штуки! Вот и сегодня в Токио презентуют любопытнейший альбом “Солистов…” с японской и китайской музыкой.
…Кстати, в этом году вместе с Башметом “от нас” номинировались также Валерий Гергиев и Анна Нетребко. Но они пока остались ни с чем.

А основная интрига мероприятия, по мнению западных СМИ, находилась далеко за пределами США — в Лондоне. 24-летняя талантливая певица из Великобритании Эми Уайнхаус, которой все критики как один сулили победу в наиболее престижных номинациях, наблюдала за церемонией из-за океана: посольство США в Лондоне вовремя не выдало звезде американскую визу. Говорят, из-за ее пристрастия к наркотикам. Однако это не помешало Эми стать обладательницей пяти статуэток Grammy, в том числе победив в двух из трех наиболее престижных номинаций: “Лучшая запись” и “Лучшая композиция”. По иронии судьбы оба приза певица получила за сингл “Rehab” (от англ. — реабилитация). Это произведение посвящено именно реабилитации Эми от наркотической зависимости.

Только в пятницу посольство США все-таки дало певице зеленый свет для поездки в Америку, но она не поехала. “К тому времени было уже поздно”, — сообщил пресс-агент британской исполнительницы. В результате Эми исполнила песни “Rehab” и “You know I’m no good” по телемосту, посвятив их мужу.

В самой важной номинации Grammy “Лучший альбом года”, как ни странно, победил джазовый пианист Херби Хэнкок, записавший диск произведений Джонни Митчела “River: The Joni Letters”. Такой поворот событий стал чуть ли не главным сюрпризом. Ведь джазовая пластинка в последний раз побеждала в главной категории 44 года назад, а сам Херби Хэнкок давно числится среди классиков джаза как один из создателей стиля фьюжн.

В свою очередь рэпер из Чикаго Кэни Уэст получил четыре статуэтки: за лучшую рэп-композицию, лучший рэп-альбом, лучшую сольную работу в стиле рэп и лучшую работу в составе рэп-дуэта или группы. Свою победу Уэст посвятил своей матери. Группа Foo Fighters, номинированная на пять “Золотых граммофонов”, получила всего два — за лучший рок-альбом и за лучший альбом в стиле тяжелый рок. Среди прочих лауреатов юбилейной “Грэмми” оказались группы White Stripes и Maroon 5, Джастин Тимберлейк, Кэрри Андервуд, Мэри Джей Бридж и другие. Академики звука не обошли вниманием и президентскую кампанию в США, отдав приз за лучшую аудиоверсию книги сенатору из Иллинойса Бараку Обаме. На пути к этой победе кандидат на главный пост страны обошел двух экс-президентов — Билла Клинтона и Джимми Картера.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру