В среду ночью в Калининграде совершил аварийную посадку “Боинг-737”. Самолет сел на взлетно-посадочную полосу без шасси, повредив двигатели и фюзеляж. На борту авиалайнера находились 138 пассажиров и 6 членов экипажа. К счастью, никто не пострадал. Пока окончательно не ясно, почему пилоты не смогли выпустить шасси, но эксперты по авиационной аварийности утверждают, что подобные ситуации происходят довольно часто.
При взлете самолета в Барселоне со стойками шасси было все в порядке. Проблемы начались, когда самолет пошел на посадку в аэропорту Калининграда. В 23.02 командир экипажа доложил о невыпуске закрылков, и диспетчер отправил лайнер на второй круг. Через 4 минуты закрылки были выпущены, но выпустить шасси летчики не смогли и решили садиться без них.
Как утверждает пассажирка Жанна Мейлер, сначала самолет резко снизился, практически плюхнулся на землю, а затем раздался страшный скрежет от соприкосновения металла с бетоном. К лайнеру тут же подъехали пожарные и стали поливать самолет водой, но возгорания не произошло.
По утверждению представителей авиакомпании, в этой модели “Боинга” при поломке одной из стоек шасси другие стойки не выпускаются автоматически. По словам экспертов по аварийным ситуациям, это утверждение неверно. Неповрежденные стойки выходят, и именно они дают пилоту шанс посадить самолет без ущерба для жизни пассажиров. По данным “МК”, самолет коснулся земли неповрежденной носовой стойкой и уже потом проехал по полосе нижней частью фюзеляжа.
Кстати, следует заметить, что экипаж этого лайнера совсем молодой. У командира корабля Гатиятуллина Азата Завдатовича общий налет — 4112 часов, на этом типе самолета — всего 201 час. Это противоречит недавно принятым правилам, согласно которым командир лайнера должен иметь не менее тысячи часов налета в качестве второго пилота. Раньше эта цифра была в два раза меньше. Но даже до 500 часов первый пилот сильно не дотягивает. У второго пилота, 24-летнего Гайфутдинова Алексея Максутовича, и того меньше: общий налет — всего 80 часов.
Сразу после аварийной посадки аэропорт был закрыт.
— Всего из-за задержек не смогли улететь около 400 человек, — сказала “МК” начальник пресс-службы авиакомпании Елена Пеньковая. — Примерно в 12.00 по Москве аэропорт был открыт. Сразу же началась регистрация на рейсы.
Ситуацию оценили наши эксперты.
Александр Акименков, летчик-испытатель:
— Ситуацию можно назвать рядовой, самолеты садятся без шасси сплошь и рядом. Несмотря на то что налет у пилотов очень маленький, вряд ли они могли забыть выпустить шасси или что-нибудь не так сделать. Дело в том, что если летчики выпускают закрылки, забыв выпустить шасси, в кабине срабатывает сигнализация. В кабине пилота вообще все предусмотрено “от дурака”. На наших самолетах, конечно, предусмотрено гораздо больше, чем на западных, потому что у нас дури больше.
Валентин Николаев, эксперт по авиационной аварийности:
— В самолете была неисправность в выходе стоек шасси. Когда они вышли на второй круг, это подтвердил даже диспетчер, который наблюдал за посадкой самолета, и им пришлось садиться только на носовую стойку. Пилоты сели, как и прописано в инструкции, так что их можно даже поощрить. Хорошо, что они закончили посадку на асфальте, это уменьшило риск возгорания. Ситуацию нельзя назвать штатной, это скорее опасный инцидент. Встречается нередко — на 18 тысяч самолетов сходного класса приходится 2—3 случая в год.
Александр Клипцов, пилот 1-го класса:
— Посадить самолет с передней стойкой не составляет особой сложности. Неубранные шасси — чисто техническая неполадка. Пилоты даже с таким маленьким налетом могут справиться с такой задачей. То, что у капитана налет на “Боинге” всего 201 час, ничего не значит. Надо посмотреть, на каких самолетах он летал раньше.
Это, конечно, не рядовой случай, но такое происходит. Хотя я впервые слышу, чтобы у “Боингов” случались такие неполадки.
Владимир Герасимов, летчик-испытатель, один из ведущих специалистов в области авиационных расследований:
— Посадить самолет с невыпущенными шасси непросто. Если экипаж знает об этой неполадке, то самолет будут сажать на грунт, который смягчит посадку. Если пилоты с такой неполадкой сажают самолет на взлетно-посадочную полосу, возрастает вероятность возникновения пожара. А вдруг пилоты просто не знали о том, что у них не выпущены шасси? Такая ситуация могла возникнуть из-за того, что пилоты были заняты устранением неполадки с закрылками. Они просто могли отключить сигнализацию, предупреждающую о том, что у самолета не выпущены шасси, чтобы она им не мешала.