Мир Сомали об колено

Почему ВМС всего мира бессильны против пиратов?

Возможно, в скором времени новейшая история обогатится понятием “пиратские войны”. На днях корабль индийских ВМС “Табар” затопил у побережья Сомали пиратское судно, которое попыталось было атаковать индийцев. И это только одно из сообщений: пираты стали темой номер один в мировых СМИ. Почему — попытался разобраться “МК”.

В начале лета Совбез ООН принял резолюцию, дающую право государствам направлять в территориальные воды Сомали военные корабли для борьбы с пиратами и освобождения заложников.

Здешние воды уже патрулируют суда из стран НАТО (США, Германия, Турция, Канада, Испания и др.), России, Индии и Малайзии. Им удается помешать пиратам захватывать “купцов” (например, наш “Неустрашимый” в Аденском заливе помешал захвату шедшего под саудовским флагом судна “Рабих”; до того “Неустрашимый” вместе с британским фрегатом “Кемберленд” отбили две попытки захвата датского судна “Пауэрфулл”), а порой и топить разбойников.

А вот что рассказал нам эксперт, главный редактор издания “Морской бюллетень Совфрахт” Михаил Войтенко: “Неустрашимый” находится в Аденском заливе согласно мандату, полученному от временного правительства Сомали (которое, кстати, находится в Кении, так как было изгнано в ходе очередной гражданской войны). В бумаге указано, что руководство Сомали разрешает нашему кораблю заходить в свои воды и применять силу против пиратов-боевиков. По моей информации, фиксированное количество кораблей, которые можно вводить в Аденский залив, нигде не указано. Увы, у боевых кораблей, находящихся там, нет единой координации, и “воякам” приходится договариваться друг с другом самостоятельно. Грубо говоря, кто ближе — тот и идет на помощь”.

Между тем после успеха с захватом “суперприза” — супертанкера Sirius Star с саудовской нефтью на многие миллионы долларов — корсарам удалось захватить шедший под гонконгским флагом сухогруз Delight с пшеницей (25 членов команды) и таиландское рыболовецкое судно под флагом Кирибати (16 членов экипажа). Танкер уже приведен пиратами на рейд города Эйл, где бросили якоря многие другие захваченные суда.

— Ситуация с захватами судов у побережья Сомали приобрела столь значительный и скандальный характер, что ни одна морская держава — будь то Россия, США, страны ЕС — не может быть безучастной, — комментирует “МК” сотрудник Института Африки РАН Александр ТКАЧЕНКО. — Явление приобретает характер глобальной угрозы. Имеет смысл найти формат для создания международных сил реагирования против пиратства. И главное — нужно решение вопроса, что делать с Сомали, где царит анархия. Раньше сомалийская власть опиралась на несколько крупных кланов, это была устойчивая конструкция, которая рухнула из-за трений. Власти в Сомали нужно найти взаимопонимание с кланами, только так можно будет положить конец хаосу и пиратству. Легче, если это сделают сами сомалийцы, а не американцы, россияне, французы или кто-то другой. И сомалийцы, поверьте, могут это сделать…

Эксперты Би-би-си вывели портрет “среднестатистического” сомалийского пирата. Средний возраст — 20—35 лет. За возврат судна пираты получают в среднем выкуп в $2 млн. Общая сумма выкупов, выплаченных пиратам с начала года, приближается к $30 млн. Участников пиратских группировок делят на три части: бывшие рыбаки, которые отлично знают море; экс-военные с богатым опытом боевых действий; технические эксперты, отвечающие за “оргтехнику”. А с ней у пиратов дела обстоят великолепно: они вооружены “калашниковыми”, гранатометами и крупнокалиберными зенитными пулеметами, оснащены спутниковыми телефонами и рациями, передвигаются на небольших скоростных катерах и моторных лодках. Предположительно часть вооружения сомалийских пиратов поставляется из Йемена, а часть закупается в сомалийской столице Могадишо.

На самом деле основная проблема борьбы с пиратами — в том, что Сомали как государство существует только на карте. На деле же оно раздроблено на противоборствующие территории, одна из них — Пунтленд, самопровозглашенная “автономия” на востоке Сомали. Тамошние силы безопасности провели несколько операций против пиратов. Но при этом именно Пунтленд считается главной базой пиратов, у которых, по слухам, налажены тесные деловые контакты с местными властями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру