Витамин роста для фармацевтики

Лекарства остаются востребованным товаром в России

18.05.2009 в 16:42, просмотров: 1729
Из-за роста валют лекарства с начала года подорожали в среднем на 30%, сокращается их ассортимент. Но, как считают в Минпромторге, кризис может стать витамином роста для отечественной фармацевтики, ведь большинство людей не экономят на здоровье.

Прошлогодние рекорды

В минувшем году на российском фармацевтическом рынке зафиксировано несколько новых рекордов. По данным DSM Group, впервые его емкость достигла 458 млрд. рублей (около $18,4 млрд.), что на 25% больше, чем в 2007 году. Как считают специалисты, на столь значительную прибавку повлияли два фактора. Впервые за последние три года увеличился объем продаж в натуральном выражении (+12%). Во-вторых, из-за обесценивания рубля, особенно в конце года, значительно (на 14%!) взлетели цены. Для сравнения — в 2007 году лекарства подорожали всего на 3,6%.  

Особенно порадовал фармацевтов коммерческий сектор готовых лекарственных средств, который поднялся до 240 млрд. рублей, показав рост на 25%. В прошлые годы подъемы были скромнее — не выше 15%. Продажи парафармацевтики в аптеках увеличились на 28% и составили порядка 100 млрд. рублей. Государственный сегмент также рос. В большей мере это связано с программой дополнительного лекарственного обеспечения, на которую в 2008 году было выделено около 73 млрд. рублей. В итоге был обслужен 61 млн. рецептов на сумму 57,3 млрд. рублей. Сегмент госпитальных закупок прибавил 17% к 2007 году, и его объем составил 54 млрд. рублей. Аналитики отмечают высокий спрос на рецептурные препараты со стороны государственных учреждений здравоохранения. По прогнозам экспертов, скорее всего именно на этот сегмент производители лекарств сделают упор в текущем году.  

По итогам 2008 года, каждый россиянин в среднем потратил на покупку лекарств в год около 2500 рублей.

Аптеки плетут сети

Не разочаровал и аптечный розничный рынок. Его коммерческий сегмент вырос за год на 26%. Как отмечают эксперты, первая десятка аптечных сетей росла в прошлом году чуть быстрее рынка: оборот top10 увеличился на 29%. В результате доля top10 аптечных сетей составила 22% против 21% в 2007 году. Лидеры аптечного рынка активно оптимизировали бизнес и повышали эффективность существующих точек. Из-за отсутствия свободных денег сети росли за счет открытия собственных новых точек, а не за счет покупки конкурентов.  

Именно поэтому в 2008 году прирост количества точек на порядок ниже, чем в предыдущие годы (совокупно количество top10 выросло всего на 5% и составило 4390 точки; в 2007 году — 21%, в 2006 году рост был 66%). Отметим, что в рейтинге две сети (“Аптечная сеть 36,6” и “Первая помощь”) по итогам года сократили количество точек по сравнению с 2007 годом.

Скудный выбор

Согласно свежему исследованию “Фармэксперта”, за последние полгода количество наименований лекарств в аптеках сократилось более чем на 10%. Владельцы аптек уменьшают ассортимент, чтобы выжить в кризис. Если раньше на аптечных полках было представлено 6—7 схожих медикаментов, то сейчас — не более 2—3. На прилавках остаются самые ходовые препараты. К примеру, если в феврале прошлого года на полках российских аптек было представлено 3850 торговых марок лекарств, то в феврале 2009 г. — уже 3420 (минус 11,2%), и сокращение продолжается, считают эксперты.  

За I квартал объем российского фармрынка в долларах упал на 2% до $1,7 млрд. (оптовые цены). В упаковках снижение составило 5%. За 2009 г., по прогнозу аналитиков, рынок вырастет на 2—3% в долларах и уменьшится в упаковках на 5—7%. В начале весны средняя стоимость упаковки составляла 53,99 руб.

Ставка на отечественное

Как считают в Минпромторге, кризис может стать витамином роста для отечественной фармацевтики. Ведомство подготовило “Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года”. Главная цель документа — импортозамещение. К 2020 году доля продукции отечественного производства на внутреннем рынке должна вырасти с 20% в 2007 году до 50%, количество инновационных препаратов увеличится до 60%, а объем экспорта фармацевтической продукции возрастет в восемь раз.  

Реализовать эти планы будет достаточно сложно. Зажатая между западными транснациональными корпорациями и производителями из Индии и Китая, отечественная фарминдустрия переживает сейчас не лучшие времена. Российские фармкомпании производят только 1,7—1,9 тыс. тонн из общего годового объема потребления отрасли в 8 тыс. тонн. С 1992 по 2007 год объем их производства сократился более чем в шесть раз. Российский экспорт лекарств составляет менее 0,04% общемирового объема продаж. Основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, и компании выделяют на исследования и разработки не более 1—2% от своей выручки, в то время как в США и Западной Европе — 10—15%. Сейчас в России доля отечественных препаратов в стоимостном выражении составляет менее 25% коммерческого рынка, хотя в натуральном выражении — более 60%. В секторе госзакупок позиции российских фармацевтических компаний еще слабее: за последние три года их доля сократилась с 20 до 5%.

Ходовой товар

На главный вопрос — что будет с ценами летом и к концу года — аналитики отвечать не хотят. Как стало известно “ЭВ”, ФАС “с целью недопущения координации экономической деятельности субъектов хозяйствования на рынках лекарственных средств” настоятельно попросила ведущие консалтинговые компании воздерживаться от публичных ценовых прогнозов.  

Однако лекарства останутся востребованным товаром во всем мире, который люди будут покупать, несмотря на высокие цены. По прогнозам аналитической компании IMS Health, в 2009 году продажи фармпродукции в мире увеличатся на 5%, а объем рынка превысит $820 млрд.

ТОР-20  брендов лекарств по объему продаж в 2008 г.

Объем (млн. руб.)
1    Арбидол    2326 
2    Актовегин    1533 
3    Виагра    1501 
4    Эссенциале    1472 
5    Линекс    1381 
6    Терафлю    1236 
7    Пенталгин    1235 
8    Энап    1193 
9    Витрум    1128 
10    Оциллококцинум    1097 
11    Конкор    1092 
12    Мезим Форте    1092 
13    Нурофен    1080 
14    Но-Шпа    984 
15    Милдронат    975 
16    Предуктал    970 
17    Мексидол    968 
18    Мовалис    955 
19    Анаферон    935 
20    Колдрекс    885 
По данным DSM Group.