Тайну катастрофы прячет океан

Удастся ли поднять “черные ящики” погибшего лайнера?

Бразилия погрузилась в трехдневный траур. Вчера уже ни у кого не вызывало сомнений, что найденные в Атлантике обломки действительно принадлежат пропавшему лайнеру А330. “Если только не случится чуда, то ввиду множества обломков нет совершенно никакой возможности найти выживших”, — цитирует французская Le Monde источник, близкий к расследованию трагедии. Другой источник констатирует: “Наличие выживших не рассматривается даже в качестве рабочей версии”.

В то время как спасательные службы уже начали работы по поиску фрагментов аэробуса, вновь поползли слухи о том, что причиной трагедии мог стать теракт. Так, сайт Momento24 сообщает, что за несколько дней до катастрофы другому латиноамериканскому рейсу французского перевозчика угрожал взрывом “телефонный террорист”. 27 мая служба безопасности аэропорта Буэнос-Айреса на полтора часа задержала вылет самолета Air France в Париж для проверки сообщения о взрывном устройстве, якобы находившемся на его борту. Однако после обследования специалисты пришли к выводу, что тревога ложная, и экипажу разрешили взлет. Несмотря на то что в тот раз все обошлось, многие считают такое совпадение не случайным.  

Тем временем эксперты продолжают настаивать на том, что версия теракта маловероятна. А возможными причинами случившегося могут быть либо удар молнии, либо сильная турбулентность. Как бы то ни было, но пролить свет на причину крушения рейса 447 Рио-де-Жанейро—Париж теперь смогут только записи “черных ящиков” с его борта, если, конечно, их удастся обнаружить. Как сообщил министр обороны Бразилии Нельсон Жобим, фрагменты лайнера разбросаны на площади пять квадратных километров. Однако погодные условия в месте крушения заметно ухудшаются. “Штормовой ветер может унести обломки дальше в океан”, — говорит член международной ассоциации пилотов Гидеон Эверс.  

“Сейчас все дело во времени, надо спешить, ведь “черные ящики” способны подавать сигналы о своем местонахождении лишь в течение тридцати дней, а глубина в этой зоне может достигать 7 тысяч метров, что значительно осложняет поиски”, — отмечает премьер-министр Франции Фийон.  

Вчера к месту происшествия стали стягиваться поисковые суда. С помощью подводных аппаратов они планируют начать поиски записывающих устройств А330. Им же предстоит поднять и переправить на берег тела тех, кого удастся обнаружить. “Если получится найти погибших, их по воде доставят в ближайший аэропорт на архипелаге Фернанду-ди-Норонья, а оттуда вывезут на самолетах ВВС Бразилии”, — пообещал министр обороны Бразилии. В поисках наряду с бразильскими кораблями примет участие принадлежащее Французскому исследовательскому институту по изучению моря судно Pourquoi-Pas, оснащенное мини-субмариной Nautile и исследовательским роботом, способным погружаться на глубины до 6 тысяч метров. Впрочем, как пишет издание Le Temps, “даже при наличии этого новейшего оборудования работы по поднятию рискуют сильно затянуться”. “В 2004 году потребовалось две недели, чтобы извлечь с глубины всего 1000 метров “черные ящики” с Boeing 737 компании Flash Airlines, упавшего в Египте близ Шарм-эль-Шейха, — напоминает газета. — А в 1987 году понадобилось шесть месяцев, чтобы поднять один из “черных ящиков” с южноафриканского 747-го, упавшего в Индийский океан в результате возгорания. “Из-за долгого пребывания на глубине более 4200 метров записывающее устройство было повреждено, и точная причина катастрофы так и не была установлена”, — констатирует Le Temps.  

Между тем до сих пор не ясно, сколько россиян было на борту погибшего рейса. Некоторые источники сообщают о том, что помимо Андрея Киселева в самолете находился его коллега Максим Иванов. “МК” связался с посольством России в Париже, чтобы уточнить эту информацию:  

— Наше посольство находится в тесном контакте с кризисным центром при МИД Франции, откуда оно получает информацию о погибших и ходе работ по подъему обломков. Никаких сведений о том, что там был еще один россиянин, на данный момент у нас нет. В случае обнаружения тела Андрея Киселева посольство будет способствовать его репатриации на родину и решению других вопросов, находящихся в нашей компетенции.
Инга КУМСКОВА, Андрей ЯШЛАВСКИЙ.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:  

Летчик-испытатель Александр Акименков:  

— Версия с ударом молнии является наиболее правдоподобной. До континента самолет не долетел около 600 км. В процессе полета экипаж должен держать радиосвязь с диспетчерами. Она обычно ведется в УКВ-диапазоне, но УКВ действуют на расстоянии не более чем 300 км. Значит, над океаном связь в УКВ-диапазоне недоступна, и она шла в коротковолновом диапазоне, для чего на борту самолетов такого класса имеются коротковолновые передатчики. При этом во время коротковолновой связи работает не только сама антенна, в этом участвует и фюзеляж — обшивка самолета. То есть весь фюзеляж становится носителем электрического потенциала. Причем электризация корпуса во время грозы может нарастать постепенно. Однако мы знаем, что все самолеты оборудованы противомолниевой защитой, благодаря которой заряд как бы “стекает” в воздух. Но когда работает коротковолновая связь, на самолете все же образуется потенциал, который никуда не “стекает”. Кстати, во время летных испытаний проверяется электромагнитная совместимость всего оборудования, но совместимость с внешними источниками электричества не проверяется — это я знаю совершенно точно. Поэтому, думаю, возможной причиной поражения самолета молнией мог стать тот факт, что связь велась в коротковолновом диапазоне и пробой разряда произошел между разнозаряженными корпусом лайнера и грозовым облаком.
Ольга БОЖЬЕВА.

МЕЖДУ ТЕМ

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила полевой этап работы по расследованию катастрофы вертолета Bell-407 RA-01895, произошедшей 10 мая этого года в Иркутской области, в результате которой погиб иркутский губернатор Игорь Есиповский.  

Установлено, что катастрофа произошла в 0 час. 13 мин. местного времени (ночь). При анализе характера разрушений фрагментов вертолета членами комиссии и экспертами фирм Bell Helikopter A Textron Compani и Rolls-Royce видимых признаков отказа авиационной техники в полете не установлено. Анализы проб топлива, взятых из емкостей с места заправки вертолета и из емкостей ТЗК аэропорта Иркутск, показали его кондиционность.  

Изъятый с места происшествия электронный блок управления двигателем имеет пробоину, а также следы ударов и огня, из-за чего считывание данных из блока на месте оказалось невозможным. В соответствии с существующей международной практикой и в рамках межправительственного соглашения между Россией и США этот блок направлен на проведение исследований в США.  

В данный момент комиссия продолжает расследование и занимается поиском документов, связанных с профессиональной подготовкой пилота вертолета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру