Москвичи не жалуются на кризис

В прокуратуру поступило всего два заявления о нарушении прав трудящихся

Незаконно увольняемые во время кризиса граждане, как выяснилось, сами не желают бороться за свои права. К такому печальному выводу пришла прокуратура Москвы. И одна из причин этого — отсутствие в Уголовном кодексе статьи о преследовании за критику.

 Интересно, что ее ввели во времена перестройки, а потом, с наступлением “капитализма”, по-тихому отменили. Что еще помогает работодателям обманывать трудящихся, “МК” рассказал начальник Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Москвы Евгений МАНЕРКИН.

— Прокуратуре еще в начале года было поручено усилить надзор за соблюдением трудового законодательства. Что происходит на практике?

— Несмотря на усилия прокуроров, граждане сами ничего не делают для своего блага. Они не торопятся подавать иски и заявления в прокуратуру, когда нарушаются их права. Много проблем при проведении оргштатных мероприятий на предприятиях, когда людям незаконно сокращают зарплаты, выводят за штат, отправляют в административные отпуска... Больше всего задолженность по зарплате — в секторе ВПК. Мы проводим встречи с трудовыми коллективами прямо в цехах, вывешиваем объявления на проходных. Но с начала года, несмотря на все усилия, с заявлениями о нарушении прав к нам обратилось всего два человека!

— Почему это происходит?

— Те, кого еще не уволили, не выдвигают свои законные требования, опасаясь сокращения. Безнаказанность руководителей порождена отменой в УК статьи “преследование за критику”. Ее ввели в 1985 году. По ней руководитель, расправлявшийся с неугодным работником, мог понести наказание до 2 лет лишения свободы. Но с принятием новой редакции УК законодатели от нее отказались. И работник оказался один на один с работодателем.

Раньше руководитель 20 раз бы подумал, прежде чем сократить недовольного. А сейчас ему ничего не угрожает. И работодатели легко находят повод для увольнения борющихся за свои права. Тем более что речь идет о частных предприятиях. Мы же, действуя по закону, чаще всего можем отреагировать только на задержку зарплаты более двух месяцев. Да и здесь для работодателей находятся лазейки. При повторном нарушении руководитель лишается права занимать должность в течение года. Самые хитрые владельцы предприятий в таких случаях просто меняют местами ответственного зама и начальника. Пока на одном висит предупреждение, работает второй. Появляется предупреждение у нынешнего руководителя — его сменяет старый. А наказать его по всей строгости не получается. Формально нет повторности. Поэтому так мало дисквалификаций.

— Если так плохо защищены обычные работники, то гастарбайтеры вообще бесправны?

— Работодателей действительно не интересует судьба гастарбайтеров. И преступность на улицах, несомненно, увеличилась в том числе и за счет уволенных нелегальных рабочих. А депортация происходит за счет государства. Я могу высказать только свое мнение. Если бы выдворение нелегалов и иностранных рабочих шло за счет вызвавшего предпринимателя — он бы меньше нарушал закон и больше думал, когда выгоняет на улицу. Один раз купил бы на всех обратные билеты — и все. Но для этого нужны соответствующие решения Думы.

— Но что-то ведь удается делать?

— На 17 июня нами проведено полторы тысячи проверок на предприятиях. Вынесено 818 представлений, 212 лиц за нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности. Вынесено 215 предостережений. 3 руководителя дисквалифицированы на год.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру