Авиакатастрофу в Южно-Казахстанской области могли подстроить

Эксперты «МК» убеждены, что причина трагедии в темном прошлом погранзаставы

25.12.2012 в 21:37, просмотров: 22156

На борту разбившегося 25 декабря в Южно-Казахстанской области самолета АН-72 был глава погранслужбы Национального комитета безопасности Турганбек Стамбеков. Его назначили на должность (правда, пока врио) всего несколько месяцев назад. Прежнего начальника сняли после нашумевшего ЧП, когда солдат расстрелял на казахско-китайской границе 14 сослуживцев и егеря. Могли ли быть связаны две трагедии, выяснил «МК».

Авиакатастрофу в Южно-Казахстанской области могли подстроить
Турганбек Стамбеков

Самолет не дотянул до пункта назначения - аэропорта Шымкент — всего пару десятков километров. Летел он из Астаны, где полковник Стамбеков был по служебной надобности вместе с командой своих помощников. Всего на борту было 27 человек, в том числе 7 членов экипажа. Примерно в 18.40 самолет стал снижаться, пролетая над одним из аулов, а потом в какой-то момент накренился и упал. Как зафиксировали приборы — ровно в 18.55. Очевидцы говорят, что слышали звук, подобный взрыву бомбы. По последним данным, выжить не удалось никому.

- Самолет АН-72 один из самых надежных, - прокомментировал «МК» эксперт по безопасности полетов. - Катастрофы с ним из-за отказа техники случаются крайне редко. Его вместимость 30 человек, так что он не был перегружен. Топливо у него очевидно не могло закончиться — перелет совершал на короткое расстояние, а емкость топливных баков приличная. Но этот самолет имеет не реактивный двигатель, а винтовой. И самое опасное для него — чтобы винты не обледенели, что в нынешнюю погоду весьма вероятно. Самолет могли выпустить в полет неочищенным: на то, чтобы избавить от ледового покрова и обработать специальным составом требуется не меньше получаса. Руководитель мог поторопить пилотов. Такое часто бывает. Совсем недавно (в прошлом году) во Владивостоке командир и пилот перед вылетом сами не проверили самолет на обледенение, и поплатились за это жизнью своей и пассажиров. Не исключено, что в этом случае в Южно-Казахстанской области один из винтов обледенел уже в полете. И это привело к быстрому падению. Дело усугубилось тем, что был вечер, видимость плохая.

Кстати, эта версия совпадает с официальной: по факту крушения самолета возбуждено дело по статье «нарушение правил полетов и подготовки к ним». Однако другие эксперты склонны утверждать, что трагедия могла быть подстроена.

- Маловероятно, чтобы самолет, принадлежащий Комитету по национальной безопасности, с руководителем такого уровня на борту, не проверили на предмет обледенения, - говорят они. - А подстроить ЧП было проще простого. Достаточно подложить под сиденье взрывчатое вещество в коробочке и взрыватель временного действия (который срабатывает, скажем, через полчаса или час).

По некоторым данным, с приходом Турганбека Стамбекова порядки на границе ужесточились, что могло кому-то не понравится. Разбившийся самолет принадлежал погранслужбе КНБ, так что доступ к нему посторонние не имели.