Николай Цискаридзе - о покушении на Филина: "Я тут абсолютно ни при чем"

Новые подробности криминального скандала в Большом театре

Подобного в истории отечественного, да и мирового балета не было — артисту, художественному руководителю балета Большого театра Сергею Филину в лицо плеснули кислотой. Чудовищное преступление произошло прямо у подъезда дома Филина: преступник в маске окликнул его: «Сергей» и … больница, ожоги лица и глаз третьей степени, врачи борются за жизнь.

Новые подробности криминального скандала в Большом театре
Сергей Филин

Первый звонок — маме Сергея Наталье Сергеевне.

— Это правда, что Сергею угрожали?

— Да, он неоднократно жаловался. Все это началось 31 декабря прошлого года.

— Сергей обращался в полицию?

— Он планировал это сделать, но не успел. Вчера ему прокололи шины автомобиля. Если бы я знала, кто это сделал, сама бы притащила его в полицию.

Тесть Сергея Филина Александр Прорвич более разговорчив. По его словам, Филин в обычной жизни человек не конфликтный, честный и открытый, он не мог сделать ничего такого, за что бы ему могли отомстить. А вот после того как с ним был подписан контракт в театре, причем не на три года, как со всеми, а сразу на пять, начался настоящий кошмар.

— Сначала просто часто звонили по телефону и молчали. А в канун Нового года, 31 декабря, Сергея так «поздравили» с праздником: оба мобильных телефона, которыми он пользовался — личный и корпоративный, были поставлены кем-то на автодозвон, так что звонки поступали ежесекундно. В то же время Сергею не могли дозвониться ни по работе, ни те, кто хотел его поздравить. Я связал его со службой безопасности телефонной компании, которая заблокировала дозвон, — рассказал «МК» Александр Прорвич.

Место происшествия.

А уже после праздников, как утверждает тесть Филина, к зятю приехали следователи из Челябинска, которые расследуют дело о хакерских атаках на электронные ящики граждан. Оказалось, что среди взломанных адресов был и е-мейл Филина. В то же время он узнал, что кто-то завел на Фейсбуке страницу, которая принадлежала якобы ему, где выкладывалась как будто бы его переписка, в которой он нелестно отзывается о своих руководителях. Причем все было сфальсифицировано таким образом: из взломанной почты брались фрагменты его действительной переписки, а к ним приписывались фальшивые высказывания.

Александр Прорвич рассказал, что пытался заставить зятя воспользоваться охраной, но тот и слышать об этом не хотел, поскольку не желал менять привычный образ жизни. На самом деле он больше переживал за свою семью — супругу и детей.

О том, что сейчас происходит с его зятем, Прорвич рассказал следующее:

— У Сергея сильно повреждены глаза и лицо. Как раз сейчас ему делают операцию. В первую очередь врачи постараются остановить процесс проникновения химических веществ в более глубокие слои тканей. А уже потом Сергею предстоит еще несколько операций, в том числе по пересадке роговицы и кожи. Руководство театра и его попечительский совет пообещали, что, как только это станет возможным, отправят Сергея на лечение за границу.

Следующий адрес — 36-я горбольница. Время — 10 часов утра.

— Диагноз пациента такой — ожог лица и шеи 2, 3, 4-й степеней, — пояснили медики. — Сразу, как только он поступил, мы обработали ему кожу щелочью, чтобы нейтрализовать кислоту. Лицо, конечно, обезображено, потребуются пластические операции. Кислота попала на волосы, они вскоре будут выпадать. Наверное, ему потребуется носить парик. Но что самое страшное — у пациента химический ожог 3-й степени роговицы глаза. Это довольно серьезное поражение, в будущем потребуется пересадка роговицы. Сейчас Сергей видит на 40% — это 4 строки в таблице. Окончательный прогноз касательно его зрения можно будет сделать через 2 недели. Как мы его лечим? Во-первых, закапываем в глаза препараты, улучшающие кровоснабжение. На лицо наложили сухую маску, чтобы побыстрее сформировался так называемый сухой сруб. После этого мы проведем операцию, в ходе которой уберем мертвые ткани, чтобы не началось нагноение. После этого надо делать косметические операции. В принципе он находится в удовлетворительном состоянии. Единственное — ему психологически тяжело, он подавлен.

14.00. Новости неутешительные.

— Теперь он вообще ничего не видит, — рассказали врачи. — У него помутнела роговица. Сейчас его осматривают представители московского Департамента здравоохранения. Думают, как проводить дальнейшее лечение. После операции специальным самолетом Сергея перевезут в Бельгию, в один из лучших в Европе ожоговых центров. Но есть факт, вселяющий надежду, — угроза жизни миновала.

Кстати, Филин смог рассказать докторам подробности про нападение. По его словам, все произошло молниеносно. Сергей вышел из машины и направлялся к подъезду. На его голове был капюшон, поэтому обзор был ограничен. Человек в маске подбежал сбоку и, когда Сергей обернулся, плеснул ему в лицо кислотой. Глаза худрука были полностью открыты в этот момент, кислота залила их полностью, также пострадали шея, рот, уши... Веки при этом практически не пострадали. Сергей не растерялся — стал снегом смывать едкую жидкость.

К сведению, от супруги худрука, которая не отходит от его больничной койки, пока скрывают истинное состояние мужа. По словам докторов, Мария Прорвич выглядит расстроенной, но ведет себя спокойно.

Большой театр больше напоминает сейчас штаб военных действий, чем храм искусств. Толпа журналистов, камеры, подходят артисты. После первого шока руководство театра пытается хоть как-то оценить события. Во-первых, зачитывают телеграммы, которые прилетели со всего мира, — Бриджит Лефевр из Парижа, Малахов из Берлина — все артисты, руководители балетных трупп потрясены случившимся. Директор Большого театра Анатолий Иксанов рассказывает:

— Сергей приходил ко мне буквально на днях и говорил: «Я как на линии фронта нахожусь. Это продолжается уже две недели». Я успокоил его как мог, сказал, что сам уже много лет нахожусь как на линии фронта. Но даже после случившегося не буду пользоваться охраной. Замминистра культуры Бусыгин уверяет, что этот вопиющий случай — наезд не только на Большой театр, не только на конкретную личность, но и атака на всю культуру. Замминистра намерен просить взять это дело под контроль генерального прокурора Чайку.

Это все слова, как говорится, на пепелище. Все уже случилось. Но почему? Что послужило причиной? Мы поговорили с другом Сергея Филина Владиславом Лантратовым, ведущим солистом Большого театра.

— У нас у всех шоковое состояние. Это за гранью добра и зла.

— Вы когда последний раз Сергея видели?

— 15 января, после спектакля «Лебединое озеро».

— А вы слышали, что ему какие-то угрозы поступали?

— Конечно, слышал! Вся труппа знала, что ему угрожали. Ему постоянно поступали звонки и молчали в трубку. Все это известно. Но никто, конечно, не думал, что дойдет до такого. Просто не люди, а звери какие-то.

— А когда ему звонили с угрозами, выдвигали ли какие-то требования…

— Я знаю, что доставали именно звонками, без всяких слов. Безостановочно звонили. То есть на телефон, по-видимому, была совершена хакерская атака. Кроме того, ему взломали электронную почту.

И вот эта история со взломом, не исключено, может вывести на какой-то след. Нам удалось заполучить фрагменты из переписки Филина.

Как выясняется, взлом произошел ровно неделю назад — и как будто бы была создана страница Филина на Фейсбуке, где писали от его имени. Самое интересное, что после покушения на Филина страница исчезла, как будто ее и не существовало. Однако «МК» удалось получить некоторые ее фрагменты.

На первый взгляд кажется, что ничего такого уж криминального или сенсационного в этой переписке нет. Кроме... неприязненных отношений с Николаем Цискаридзе. К слову — оба они в тот злополучный вечер были в МХТ имени Чехова на юбилейном вечере Станиславского. Правда, порознь, поскольку между ними, все знают, очень непростые отношения. Из переписки также явствует, что у Филина имелись серьезные разногласия и с заместителем гендиректора театра Антоном Гетманом.

Кроме того, будто бы Филин 24 июля 2012 года писал своей корреспондентке, некой Татьяне Левкиной, о проблемах со своими заместителями Натальей Маландиной и Русланом Прониным (последний и сейчас является заведующим балетной труппой Большого театра): «Он оказался темным и тащит одеяло на себя, не прикрывает меня, а наоборот, только разжигает огонь. В декабре буду убирать и назначу Ветрова Сашу, думаю, пока так!». Зная таланты хакеров, можем предположить, что писал не Филин, а кто-то, стилизовавшийся под него. Но тем не менее Маландину Филин все-таки перед Новым годом перевел из штата на контракт. А вот Пронина не тронул, теперь он будет врио худрука. Инспирирован текст в Фейсбуке или является подлинным — на этот вопрос ответит следствие. Но очевидно, что, если текст сделан под Филина, его мог составить только тот (или те), кто хорошо знал ситуацию изнутри. Та же Левкина писала Филину еще 15 октября 2012 года: «Я вспомнила про Янина… Будь осторожен, как бы они какой компромат не собирали… Я все письма стираю уже больше года…»

— Хакер, который взломал почту Сергея, уже арестован, — сообщает Анатолий Иксанов.

Напомним историю с Геннадием Яниным. Как известно, Сергей Филин пришел на должность художественного руководителя труппы Большого театра 18 марта 2011 года. И его назначению предшествовали драматические события и беспрецедентный в истории театра «порнографический скандал», связанный с публикацией в Интернете интимных фотографий Янина, тогдашнего заведующего балетной труппой Большого. Его, по слухам, тогда собирались назначить исполняющим обязанности худрука.

Борис Акимов несколько лет руководил балетом Большого театра. Мы поинтересовались у него — а он на этой должности что-то подобное испытал?

— Да, я с этим сталкивался, но, разумеется, не в такой чудовищной форме. На меня давили, ставили условия, было очень неприятно. Это вообще очень сложная должность, поскольку приходится иметь дело с амбициями балетных актеров.

Судя по масштабу прессинга на Сергея Филина (беспрестанные звонки со зловещим молчанием, взлом почты, прокол шин автомобиля), можно предположить, что акции эти хорошо организованы, спланированы и нацелены на одно — заставить его добровольно уйти с поста худрука балета Большого театра. Кому же и для кого понадобилось расчистить место? В свое время после ухода с этого поста Юрия Бурлаки в качестве наиболее вероятных кандидатов на вакантное место называли бывшего балетного директора Мариинки Махарбека Вазиева (ныне возглавляет балет Ла Скала, и контракт с миланским театром до лета 2012 года тогда не позволил последнему занять высокую должность). Другим претендентом на балетный престол, никогда и не скрывавшим своих честолюбивых амбиций, тогда числился Николай Цискаридзе...

Мы дозвонились Николаю Цискаридзе, и вот что он нам рассказал.

— Николай, вы, наверное, догадываетесь, по какому поводу я звоню: Филин...

— А я-то чем могу помочь?

— Люди начинают показывать пальцем, говорить о борьбе за пост...

— Мне это все безразлично. Мне уже ночью позвонила какая-то девочка-корреспондентка, я тоже ее спрашиваю: «А почему набираете мне?», а она отвечает: «Пресс-секретарь Большого театра сказала звонить вам!».

— Ну, знаете, эмоциональный выпад...

— Не думаю. Судя по тому что наше руководство заявляет уже с девяти часов утра... Но я тут абсолютно ни при чем. Хочу также обратить внимание, что в Фейсбуке появились письма Филина, где он оскорблял не только меня, но и многих артистов называет «хорьками», уж извините!

— Но, говорят, страница фальшивая...

— Страница-то фальшивая, но письма, к сожалению, настоящие — кто-то взломал его почту и выставил. Факты там настоящие описаны. Это абсолютно его речь — то, как он изъясняется. Сейчас они хотят замять этот скандал, перевести стрелки. Предлагают журналистам ко мне обращаться.

— У меня только один вопрос: подобные методы в решении споров приемлемы?

— Такие вещи всегда были. Либо когда человек связан с большими деньгами (а здесь есть очень много нареканий, судя по этим письмам), либо когда есть любовные истории. То есть и то и другое к этому человеку имеет прямое отношение. Все в Фейсбуке выставлено.

— И деньги, и любовные отношения?

— Да. И такие разборки только так делаются. Все остальное решается не этими методами. И за должность так никто не борется...

— Второй раз уже с балетными кадрами в Большом такие скандалы: с Яниным...

— Ну так во главе театра кто стоит?! Кто набирает этих людей в театр? Про господина Янина все всё знали всегда! Все и всё, не понимаю, что за проблема была? Но, извините, это была личная история. Вмешательство в личную жизнь. И никакого отношения к Большому театру это не имело. И при чем тут я? Я не ходил, я его не обвинял в отличие от половины тех людей, которые потом — заметьте! — получили должности: они выступали против Янина на собраниях. Меня же там не было!

— Но все-таки публика шокирована: плеснуть кислотой в лицо!

— Знаете, после того скандала, который был в Интернете с письмами, как-то выглядит все очень гладко. Недаром все это было слишком быстро удалено. Но, уверен, это снова появится сейчас. Вы прочтете и сделаете выводы. А пальцем указывают те, кому это безумно сейчас выгодно.

P.S. После дикого и чудовищного случая с Филиным режиссер Кирилл Серебренников на своей страничке в Фейсбуке сообщил, что и ему, и директору Гоголь-центра Алексею Малобродскому тоже поступали угрозы грязно-оскорбительного характера в виде СМС.


Репортеры «МК»

ЛЕГКО ЛИ КИЛЛЕР НАШЕЛ ОРУЖИЕ?

Приобрести кислоту, при помощи которой возможно изуродовать человека и лишить его зрения, — совершенно не проблема, уверил нас Сергей Павлович ТРОПИНИН, учитель химии.

— Большинство химических реактивов продаются свободно в специализированных магазинах для химиков, и совсем недорого. К примеру, серная и азотная кислоты в Москве доступны гражданам в минимальной фасовке 1 литр и стоят порядка 300 рублей за литровую бутылку. Для приобретения не нужно предъявлять ничего, кроме денег!

Впрочем, доступность опасных химических веществ не должна быть поводом для страха сама по себе — искалечить человека можно самыми разными веществами из разряда тех, что ВСЕГДА имелись в открытой продаже, — скажем, автомобильный электролит представляет собой 30%-ный раствор серной кислоты в воде, а известное с советских времен средство для прочистки унитазов «Крот» и его современные клоны являют собой концентрированную щелочь, известную как «едкий натр». Ну а на деле при помощи опасных химикатов совершается ничтожно малое число преступлений — несопоставимое с количеством убитых и раненных столовыми ножами, которые между тем тоже совершенно легальны.

КТО КИЛЛЕР ПО ПСИХОТИПУ?

Эксперты-психологи сходятся во мнении: преступление заказал неуравновешенный, психически эмоциональный человек. Теоретически это может быть и женщина из числа фанатов-поклонников отпетого врага Филина. Или мужчина нетрадиционной ориентации, у которого опять же личные счеты с худруком ГАБТ.

— В случае с Сергеем Филиным работал явно не профессионал, — уверен известный психиатр-криминалист Михаил ВИНОГРАДОВ. — Преступник попал в камеры наблюдения и, самое главное, оставил на месте преступления банку от кислоты, хотя профессионал унес бы ее с собой и бросил в сугроб на соседней же улице, что сейчас в заснеженной Москве сделать несложно.

Подобные преступления на самом деле не редкость, известны с 20-х годов ХХ века и свойственны творческой среде, конфликтам, в которых замешан любовный аспект, а также в ситуациях, где имеет место и то, и другое. Едва ли преступника стоит искать среди тех, кто планировал занять должность и место Сергея Филина, — гораздо более вероятна любовная история, причем в театральной среде на такое могли пойти и женщина, и мужчина.

В большинстве подобных инцидентов преступник осознает, что убить человека кислотой в лицо сложно, и изначально ставит целью изуродовать. Чаще всего заказчиком и исполнителем является одно и то же лицо, выявить которое нетрудно ввиду явного непрофессионализма таких преступлений. Хотя если в данном случае кто-то был нанят, через исполнителя заказчика выявить элементарно.

 

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

ПОКУШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИСЛОТ

14 сентября 1998 г. — во Владивостоке совершено покушение на председателя комитета по архитектуре Приморья Михаила Ничипорчука. Неизвестный плеснул ему в лицо серной кислотой.

29 октября 1998 г. — нападение на полузащитника волгоградского «Ротора» Олега Веретенникова и его дочь в городском парке Волгограда — неизвестный плеснул в сторону футболиста серную кислоту, но попал на ребенка — ей обожгло лицо.

3 сентября 1999 г. — в Дагомысе двое преступников плеснули в лицо ученицы 11-го класса сочинской городской школы №76, победительницы конкурса «Мисс Сочи-98» Элеоноры Кондратюк концентрированную серную кислоту. Девушка перенесла более 200 операций. Позднее был задержан организатор покушения — 35-летний лидер адлерской группировки рэкетиров Рубен Григорян, заплативший за него $3 тыс.

18 мая 2000 г. — в Москве совершено нападение на руководителя территориальной единицы особого статуса «Шереметьевский» Наталью Руденко — ей плеснули в лицо серной кислотой.

28 мая 2000 г. — в Москве при входе в подъезд на двоих врачей «скорой помощи» вылилась емкость с серной кислотой.

14 июня 2000 г. — плеснули серной кислотой в лицо заместителю префекта Восточного округа Москвы по вопросам строительства Виктору Зиновьеву.

20 июня 2000 г. — во время прогулки с собакой пострадал механик Мосэнерго — ему плеснул в лицо кислотой неизвестный.

8 декабря 2001 г. — во Владивостоке совершено покушение на судью Арбитражного суда Приморского края Анжелику Бухбиндер — неизвестный плеснул ей в лицо уксусной кислотой, когда она вышла из театра после спектакля.

27 декабря 2011 г. — в Москве плеснули уксусной кислотой в лицо гражданину Ирана, бомжу, проживавшему в коробке у магазина.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру