- Я только что вышел из отделения полиции, где занимался оформлением машины в розыск, - сообщил «МК» Киреев, представитель РФ в исторической комиссии Международной автомобильной федерации. - Владелец контролировал машины из своей коллекции при помощи видеокамер, установленных на гараже. Сегодня утром он увидел, что было вскрытие гаража, попросил меня посмотреть, на месте ли машина. Я ее не обнаружил и заявил об этом в полицию с согласия владельца.
Эксперт подтвердил, что владелец угнанного автомобиля — украинский предприниматель и коллекционер Руслан Тарпан. У нынешнего хозяина ЗиС находился около 15 лет, машина не проходила реставрацию, а досталась коллекционеру в хорошей сохранности. На выставках авто никогда не появлялось.
- Автомобиль из гаража Совета министров, - отметил Владимир Киреев. - Ее назначением было сопровождать лидеров страны в зарубежных визитах. В частности, она была направлена в Венгерскую народную республику. Что касается самого Сталина, то он физически не мог ездить на этой машине, поскольку выпущена она была уже после его смерти, в 1955 году. Ее порядковый номер шасси — 48, а всего было выпущено 56 автомобилей, с номерами от 0 до 55. На сегодняшний день известно 26 сохранившихся и отреставрированных автомобилей, а также одно шасси.
По словам специалиста, найти автомобиль могут, если повезет, в течение двух дней. Киреев не исключает, что преступники сами выйдут на него, как на эксперта и представителя владельца, чтобы предложить возврат машины за выкуп. «Если бы в прессе сейчас не было шума, через неделю, думаю, они бы вышли на связь», - предполагает он.
Продать ЗиС-115 на рынке коллекционных авто довольно сложно, полагает коллекционер и эксперт по классическим автомобилям Глеб Рачко. Первая сложность заключается в том, что каждая деталь этого автомобиля имеет личный номер, по которому можно установить ее происхождение. Вторая — в том, что рынка как такового у столь штучной машины не существует. Если ориентироваться на последние совершенные сделки в России, то ЗиС-115 можно оценить примерно в 2 млн евро. Другой вопрос, что в России криминальное происхождение машины будет всем очевидно, а за границей эти автомобили — не более чем клоны европейских и американских представительских машин. Высокие цены и интерес к «автомобилям Сталина» есть только на российском рынке.
- Впрочем, если ворам удастся вывезти машину из страны по частям, она может найти своего покупателя, - уверен Рачко. - Эти машины уважают в Китае, к тому же нельзя сбрасывать со счетов и наших соотечественников, живущих за границей. Многие из них купили бы эту машину за, скажем, одну десятую ее рыночной цены. И никому не показывали бы, как миллионер из фильма «Как украсть миллион».
Читайте также: СМИ сообщили о краже в Москве лимузина Сталина