Не брак, а мрак

Причиной утечки нефти в акватории Новороссийска 7 августа официально назвали отсутствие капитального ремонта оборудования

Об этом сообщил на текущей неделе ТАСС, приводя цитату вице-премьера РФ Виктории Абрамченко. Версия руководителя Каспийского топливного консорциума, на терминале которого случилась авария, Николая Горбаня, о возможном заводском браке, таким образом, не подтвердилась.

Причиной утечки нефти в акватории Новороссийска 7 августа официально назвали отсутствие капитального ремонта оборудования

Стоит отметить, что это не первое заявление, касающееся аварии у поселка Южная Озереевка, которое опровергается спустя некоторое время. Так, сначала названные цифры площади разлива оказываются заниженными в 400 тыс.(!) раз.  

Спустя несколько дней после аварии «РГ» сообщала, со ссылкой на губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, облетевшего с гендиректором КТК Николаем Горбанем на вертолете акваторию Черного моря, что «поводов для паники, угрозы туристам и Черноморскому побережью не существует…самое главное, что все оперативно устранили. Мы продолжаем вести мониторинг акватории. Для контроля состояния воды и воздуха привлекаем независимые лаборатории» (), хотя еще сейчас продолжается подсчет нанесенного ущерба. И вот сейчас выясняется, что причиной происшествия было вовсе не бракованное оборудование, а «связано с многолетней эксплуатацией без капитального ремонта».

Вопросы по поводу нанесения вреда природе компания получает не впервые. Так, в марте 2021 года местные жители находили птиц в масляных пятнах на берегу, недалеко от объектов КТК, однако тогда в компании заявили, что «недавняя массовая гибель птиц на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске не связана с произошедшим в феврале инцидентом с оборудованием».

Напрашивается вопрос, почему же КТК, являясь солидной компанией с годовым объемом прокачки в 55,1 млн тонн так себя ведет?

По данным «СПАРК-Интерфакс», АО «КТК-Р» зарегистрировано в Новороссийске, занимается транспортированием по трубопроводам нефти. В совладельцах указаны Росимущество (24% уставного капитала), ННК «Казахойл» из Казахстана (19% УК), «Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани» из США (15% УК) и нидерландское «Лукарко БВ» (12,5%).

В планах КТК – к 2024 году завершить реализацию проекта расширения мощности трубопровода до 80 млн тонн в год. Предыдущие грандиозные планы по увеличению мощности компания смогла реализовать (до 2018 года целью были 67 млн тонн за год).

Вот только теперь, после произошедшей столь крупной аварии, возникает вопрос, чем может обернуться дальнейшее расширение мощности трубопровода и не опасно ли оно? Возможно, на этот вопрос ответит следствие.

Некоторые эксперты ОЭОД «Зеленая Россия» говорят, что остановить утечки нефтепродуктов полностью может только отказ от их использования. Но есть ведь пути минимизации вреда: как, например, профессиональный подход к делу, привлечение компетентных специалистов, своевременная диагностика оборудования и т.п. К сожалению, сейчас выясняется, что КТК не делал того, что могло бы предотвратить выброс нефти.Эксперты называют возможные причины того, почему в России происходят крупные разливы нефтепродуктов.

Причина 1: Халатность или жадность.

«Нефтеразливы являются системной проблемой и связаны с низким уровнем обновления инфраструктуры, нежеланием нефтяных компаний вкладываться в модернизацию. Так, например, некоторые объекты эксплуатируются со времен Советского Союза. Нефтяные компании экономят на модернизации и тем самым снижают себестоимость добычи, а значит – повышают прибыль. Штрафы за экологические нарушения все еще остаются крайне низкими и не мотивируют компании соблюдать высокие экологические стандарты», – говорит Василий Яблоков из «Гринпис России».

Причина 2: Чувство безнаказанности.

Сказать, что правоохранительные органы и власти не обратили должного внимания на ситуацию, нельзя. Как пишет РБК, сразу после аварии Следственный комитет возбудил дело по статье о загрязнении морской среды (ч. 1, ст. 252 УК), а через несколько дней его переквалифицировали на более тяжкий состав по ч. 2 той же статьи – загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде. О том, что ситуация с разливом контролируется, сообщала и глава Росприроднадзора Светлана Радионова.

Однако на данный момент есть только один прецедент – огромный иск «Норникеля» – когда нефтяная компания понесла по-настоящему заслуженное наказание, считает Владислав Жуков, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор):

«Надо усиливать государственный контроль за предприятиями. Пример с «Норникелем» – хороший прецедент. Мы говорим о принципе «презумпции экологической виновности». То есть к экологически опасным предприятиям мы пристально присматриваемся и контролируем их, чтобы предупредить вред окружающей среде, а не только ликвидировать последствия или обязать нарушителя оплачивать нанесенный ущерб. Но одного госнадзора физически на это все не хватит, у него ограниченный ресурс».

Возможно, будь 146 млрд, выплаченных «Норникелем» в прошлом году, не единственным примером сурового наказания за разлив топлива и халатное отношение к вопросам охраны окружающей среды, другие предприятия отрасли задумались  бы о долгосрочных перспективах, и  в их руководстве не думали бы, что смогут «тихо» замять  происходящее и «обойтись» без заслуженных штрафов, а может, даже продолжать выжимать из оборудования и компании в целом последние соки дальше. 

А пока идут судебные процессы, ржавые трубы по всей стране продолжают нести кому-то в карманы деньги, каждую минуту рискуя очернить репутацию очередной компании, а главное, нанести непоправимый ущерб планете. Нефть разливается в России постоянно, и так будет, пока не будет налажен должный контроль. Сознательность, как мы видим, выработалась еще не у всех. Из приведенных «Интерфаксом» данных российского Гринписа ежегодно только на промысловых нефтепроводах происходит 10 тыс. аварий, и это по материалам отчетов самих нефтяных компаний, а если они отчитываются не обо всех происшествиях, то сложно представить, каковы реальные масштабы вреда наносятся природе, потому что нефтяные компании, не щадя изношенного оборудования, гонятся за сверхприбылями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру